На вчерашнем заседании Фрадков сделал все, чтобы лично убедиться в правильности мер, предложенных главой министерства промышленности и энергетики Виктором Христенко. После его доклада премьер чуть ли не полчаса лично "пытал" Христенко вопросами, словно говоря, "убедите меня".
Открывая заседание, глава кабинета, избегая свойственного ему стиля полунамеков, жестко предупредил: "Резкого повышения цен на энергоресурсы, которое отразилось бы на жизни людей и повлияло на развитие экономики, создало бы излишние негативные инфляционные последствия, произойти не должно". По большому счету правительство рассчитывает на повышение производительности труда и повышение эффективности использования средств в "Газпроме" и РАО "ЕЭС России". По словам премьера, инвестиционные проекты, реализуемые этими компаниями, должны быть направлены в первую очередь на повышение объемов добычи газа и развитие электроэнергетики. Эффективная реализация таких проектов, по его мнению, позволит "минимизировать риски принятия жестких решений, которые могут иметь негативные последствия, если эта работа будет проделана неправильно".
Министру промышленности и энергетики Виктору Христенко вчера пришлось если не оправдываться, то, во всяком случае, серьезно защищать выработанную и согласованную, как он заметил, со всеми ведомствами позицию. Ответ на главный вопрос о том, что будет с ценами на газ, в первую очередь, для населения Христенко дал чуть ли не несколько раз: темпы роста цен на газ для населения в ближайшие три года будут соответствовать заложенным в трехлетний прогноз. То есть в 2007 году рост составит 15%, в 2008-м - 14% и в 2009-м - 13%. О том, что будет дальше, Христенко говорить не стал. Но пообещал, что цены на газ для населения останутся регулируемыми.
- То есть население не ждут резкие скачки? - решил публично уточнить премьер у Христенко.
- Нет, - твердо заверил тот.
Хотя министр, судя по всему, слукавил, ведь для остальных категорий потребителей газовые цены будут постепенно либерализовываться, начиная с 2007 года, и к 2011 году будут равнодоходными с экспортными за вычетом таможенных пошлин и транспортных издержек.
И относится это не только к промышленности, но и к коммунальному хозяйству. Следовательно, население все же ждет пусть и опосредованное, но очередное повышение цен. Поэтапную либерализацию цен на газ все же ограничат предельными уровнями, определенными для каждого года на пять лет вперед. По словам Христенко, в следующем году предельный уровень роста цен на газ для всех категорий потребителей, за исключением населения, составит 15%, а в 2008 году рост свободной цены будет ограничен 25%. Пределы по остальным годам до 2011 года министр не назвал. По электроэнергии рост составит 10%, 9% и 8% соответственно.
Впрочем, о том, что расширение свободного рынка электроэнергии в 2008-2009 годах все же приведет к незапланированному росту инфляции как минимум на 0,4-0,6%, предупредил министр финансов Алексей Кудрин, всячески убеждая, что в следующем году повышение газовых цен скажется на инфляции незначительно и уложится в предел прогнозных оценок. "Тарифы на услуги электроэнергетики в 2008 году вырастут выше ранее спланированных на 9,5%, а в 2009 году дополнительный рост тарифов составит 13% к предварительному плану", - заметил главный финансист. Чтобы нивелировать влияние монетарных факторов, необходимо снижать базовую инфляцию, наставлял глава минфина. Тем не менее Кудрин согласился с тем, что повышение тарифов - вынужденная, но необходимая мера и заверил, что минфин одобряет эти предложения. Единственное, о чем поинтересовался главный финансист, так это о том, сколько прибыли получит РАО ЕЭС от увеличения тарифов на электроэнергию.
- Не только холдинг, а в целом эта цифра порядка 15 миллиардов рублей, - заметил глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, после того как Христенко так и не смог назвать цифры.
При молчаливом согласии Кудрина, скорее всего, до 2011 года доля свободного рынка электроэнергии будет увеличиваться два раза в год - с 1 января и с 1 июля. "Причем шаг с 1 июля будет несколько большим, чтобы минимизировать макроэкономические последствия для экономики и инфляции", - считает Христенко.
Но неожиданно выяснилось, что остались и несогласованные вопросы. Что явно не понравилось премьер-министру.
- Неосмысленные решения не пройдут, - предупредил Фрадков. Отложенные нормы не годятся. Здесь не место для теоретических дискуссий.
Глава кабинета попытался призвать присутствующих к ответственности, и тогда слово взял вице-премьер Сергей Иванов. Глава минобороны попытался объяснить энергетикам и экономистам, попросив Грефа не обижаться, что военные не могут быть заложниками экономических параметров, в случае если надо будет усилить боеготовность. Иванов опасается возможности сокращения в 2008 году лимитов на потребляемую войсками электроэнергию. По его мнению, такая перспектива отрицательно скажется на боеготовности российских Вооруженных сил. "Начиная с 2008-2009 годов силовикам надо будет смотреть, как перейти в нерегулируемый рынок, но если надо повышать боевую готовность, то и энергию надо повышать", - заметил он. Правда, при этом Иванов заметил, что в следующем году минобороны не пострадает от пошагового увеличения цен на электроэнергию (с 1 января - 5%, с 1 июля - 10%), поскольку оно обеспечено необходимыми лимитами. Но военное ведомство серьезно обеспокоено 2008-2009 годами, когда объемы нерегулированных цен будут значительно увеличены и встанет вопрос сокращения лимитов потребления электроэнергии.
- Вы по сути задали вопрос самому себе, - заметил Фрадков.
По мнению премьера, правительство выбрало "время в качестве льготного режима - 2007 год, - чтобы подготовиться для работы в условиях рынка". Христенко же заверил, что минфин займется расчетами последствий для бюджетников. Что же касается газа, то при повышении цен на газ в 2007 году на 15 процентов бюджетные расходы минобороны увеличены лишь на 11. Таким образом, отметил вице-премьер, министерство вынуждено будет сократить потребление газа на 90 миллионов рублей.
В общем, пока министры спорили и решали, глава "Газпрома" Алексей Миллер и глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс задумчиво слушали и, видимо, недоумевали. Хотя, как заметил Чубайс, он остался доволен, что из всех возможных вариантов выбрали самый мягкий и осторожный. Во всяком случае для инвесторов, которые готовы вкладывать в развитие российской электроэнергетики, заметил глава РАО ЕЭС, необходимо понимание, будет ли в России полноценный рынок электроэнергии. "Инвесторы должны понимать, что будет через пять лет с рынком, с ценами, поэтому стратегия необходима, и ее появление мы поддерживаем", - добавил он. При этом Чубайс предложил не менять основные показатели, заложенные в документе. "Мы договорились с боями про все цифры и предложили бы их не менять", - заметил он.
Чубайс не согласился с оценкой руководителя ФСТ, что повышение тарифов на электроэнергию в среднем на 2,5% в год позволит энергетическим компаниям ежегодно получать дополнительные доходы в размере около 15 миллиардов рублей. По словам Чубайса, расширение свободного рынка электроэнергии до 10% с 1 июля следующего года "в итоге дает год к году повышение тарифа на 0,75%". "Это никакие не 15 миллиардов, как здесь прозвучало", - заметил глава РАО ЕЭС. По его оценке, дополнительные доходы энергетиков в результате повышения тарифов составят не более 4-5 миллиардов рублей в год. Чубайс убеждал, что постепенное расширение свободного рынка электроэнергии не обязательно будет сопровождаться повышением тарифов. "Абсолютно не очевидно, что расширение рынка будет означать повышение цены", - сказал он.
- Вы удовлетворены, что принят мягкий вариант, а мы удовлетворены, что цены не будут расти, - отреагировал на выступление главы РАО ЕЭС премьер-министр Михаил Фрадков. - Хотелось бы, чтобы от этой конкуренции и либерализации получалось не повышение цен, а их стабилизация и снижение. Это был бы хороший результат действий в рамках той модели, которую мы приняли. Надо поработать над этим.