Текущий момент
Из 408 гидротехнических сооружений Южного Урала 141 - бесхозное. Дамбы и плотины остались без хозяев еще в начале девяностых, когда прежние владельцы - сельскохозяйственные предприятия - разорились, а муниципальные и областные структуры не поторопились взвалить на себя дополнительное финансовое бремя. Сейчас, когда процесс разрушения ГТС стал необратимым, власти решили уничтожить половину "бесхоза".
Еще в начале девяностых годов все ГТС исключили из перечня объектов, разрешенных к приватизации. Так поступили из соображений безопасности: ведь даже небольшие ГТС - объекты стратегические. Но именно они и оказались в итоге "ничейными". Предприятия-собственники - 88 процентов из них сельские - обанкротились, и содержать ГТС стало некому.
Еще весной 2003 года губернатор Челябинской области Петр Сумин дал указание провести инвентаризацию всех гидросооружений, а также уточнить целесообразность их дальнейшей эксплуатации. Выяснилось, что часть ГТС все же перешла в частные руки. Впрочем, и наличие собственника не всегда означает, что водный объект находится в приличном состоянии. Девяносто девять ГТС сегодня аварийные, 213 - частично работоспособны или неработоспособны совсем. За этими сухими цифрами таится серьезная проблема. Если хотя бы с одним из 123 особо опасных сооружений, попавших в черный список, что-либо случится (авария, теракт), то перед угрозой разрушения окажутся как находящиеся рядом промышленные объекты, так и жилые кварталы. Причем, 27 опасных ГТС не имеют хозяев: за них никто не несет ответственности, никто не вкладывает деньги в их содержание, никто не обслуживает и не ведет профилактических работ.
К примеру, озеро Сугомак, что в четырех километрах от Кыштыма, - излюбленное место южноуральцев для проведения соревнований по подводной охоте и рыболовству. Но в случае прорыва 13,5 миллиона кубометров воды хлынут в город, смывая все на своем пути.
В прошлом году Росприроднадзор пытался установить собственников сугомакского ГТС. Но поиски закончились ничем. В местную администрацию направили письмо с просьбой о "розыске" хозяина - надо заставить его привести гидросооружение в безопасное состояние. Но пока оно числится как бесхозное.
Некоторые специалисты считают, что, несмотря на обилие бесхозных ГТС, сгущать краски все же не стоит: ведь большинство "ничейных" объектов регулируют малые объемы воды. Но и от маленькой воды могут быть крупные неприятности. Например, если прорвет бесхозное ГТС на реке Зингейке в Карталинском районе, три миллиона кубометров воды запросто смоют село Еленинка с населением более двух сотен человек.
Сто лет без ремонта
Срок эксплуатации большинства гидротехнических сооружений - сорок лет и более. Все они продолжают работать, давно превысив положенные нормативные сроки. Все рекорды побила златоустовская плотина на реке Ай. Построенная еще в 1910 году, она не видела ни одного капитального ремонта и почти век сдерживала более восьми миллионов кубометров воды городского пруда. Лишь после появления трещин в 2003 году власти построили новый мост и для трамвайных путей, и для автомобилей. Старую плотину привели в порядок.
Златоусту, можно сказать, повезло: еще три года назад в России действовала прежняя схема водных платежей, при которой большая их часть оставалась в области. Но с 2005 года платежи сменились водными налогами, и практически все средства стали уходить в Москву. В прошлом году Челябинская область получила на содержание ГТС 20 миллионов рублей, а с начала 2006 года - 13,5 миллиона. Это при том, что в одно только муниципальное ГТС Верхне-Уфалейского водохранилища, которое сейчас находится в состоянии предельного износа, надо вложить 22 миллиона рублей. Таких объектов в области предостаточно, и не только бесхозных.
Чтобы сохранить плотину, иной раз надо заботиться не только о самом сооружении. Например, недостаточно привести в порядок дамбу на Шершневском водохранилище (на ее ремонт, кстати, требуется 59 миллионов рублей). По самой дамбе проходит автомагистраль, количество машин растет, и грузные автомобили все сильнее давят на сооружение. Один из возможных вариантов - строительство параллельной дороги. Но этот проект очень затратен, хотя, не исключено, необходимые средства на дорогу могут найтись уже в будущем году. В федеральном бюджете на 2007 год заложен один миллиард рублей на ремонт и строительство новых автомагистралей в Челябинске. Между тем власти города всерьез подумывают о проекте второго, резервного источника водоснабжения для областного центра.
Министерство промышленности Челябинской области разработало комплексный план повышения безопасности гидротехнических сооружений на 2006-2010 годы, рассчитанный на 585 миллионов рублей. Из этих средств примерно 291 миллион планируется привлечь из федерального бюджета, 218 миллионов - из областного, 57 миллионов - из местных, и еще 18,5 миллиона рублей - из средств предприятий. По мнению специалистов, реализация плана поможет предотвратить возможный материальный ущерб более чем в 12 миллиардов рублей (а ущерб весьма вероятен, учитывая, что 281 сооружение построено так называемым хозяйственным способом, то есть без проектно-сметной документации). Чтобы вычислить цифру ущерба, специалисты составили подробное описание каждого объекта: что будет, если плотина рухнет, в какую сумму выльются разрушения - с учетом нанесенного вреда предприятиям, снесенного водой жилья, гибели людей, животных, размыва дорог. При этом "гарантированные" перебои водоснабжения даже не подсчитывали.
В плане предусмотрено все, вплоть до обязательного установления камер видеонаблюдения. Если документ будет принят, возможно, прекратится и "паводковая кампанейщина": каждый год сообщается о том, скольким чиновникам сделаны замечания, на скольких наложили взыскания. К примеру, в прошлом году в адрес лиц, ответственных за ГТС, прокурорами городов и районов области внесено 34 представления, шесть человек привлечены к административной ответственности.
Сейчас комплексный план проходит последние согласования в правительственных и депутатских кабинетах. Пока народных избранников не пугает даже огромная сумма предстоящих расходов. Единственное, о чем они просят, это найти хозяев для бесхозных объектов.
Нет плотины - нет проблемы
Содержание ГТС - дело дорогостоящее. Даже руководители Магнитогорского металлургического комбината стремятся передать на баланс области Магнитогорский и Верхнеуральский гидроузлы. Но если область примет эти объекты, придется создавать специальное учреждение с численностью не менее 80 сотрудников. Ежегодные затраты - 60 миллионов рублей. А разовые вложения для приведения гидроузлов в безопасное состояние превысят 120 миллионов рублей. Впрочем, возможно, вскоре эти ГТС примет на свой баланс Федеральное агенство водных ресурсов.
- Сейчас мы ищем хозяев для гидросооружений, - заявил начальник управления природных ресурсов областного министерства промышленности Виктор Бабаец. - Больше сорока ГТС возьмут в свою собственность муниципалитеты. Остальные же мы просто ликвидируем.
Но не превратится ли "бесхоз" в обычную обузу для муниципалитетов? Местные власти все равно не желают содержать навязанные им объекты. Но больше всего депутатов интересует, как будут уничтожать "бесхоз".
- Большинство бесхозных ГТС относятся к четвертому классу капитальности, - пояснил Виктор Бабаец. - То есть они имеют небольшие емкости, и их разрушение не принесет ни экологического, ни экономического ущерба. Из тех сооружений, что планируется вскоре ликвидировать, серьезными можно назвать только три пруда - на Шабановом лугу в Брединском районе, на реке Верхний Тогузак и на реке Сухой в Варненском районе. Для их ликвидации требуется разработка специальной проектной документации. Еще три ГТС - на Карасевском пруду, Суховязовском водохранилище и плотину № 17 близ Миасса - решено законсервировать. Разрушать эти объекты просто опасно.
Как только будет принято окончательное решение о ликвидации плотин, вполне возможно, тут же объявятся и их хозяева. В Магнитогорске на ручье Кремневом есть небольшая дамба, которую прорывает каждую весну, и близлежащие сады оказываются под водой. Эта дамба возникла не сама по себе. Ее самовольно построил местный кооператив кролиководов и животноводов - для собственных нужд. Когда городские власти решили дамбу уничтожить, кролиководы заволновались и на общем собрании согласились принять на баланс это скромное ГТС, именуемое в документах как пруд "Пресная плотина". Теперь кооператив будет нести за него ответственность и платить штрафы всякий раз, когда запруда переполнится. А чтобы этого не случилось, кролиководам придется за дамбой следить. Один из членов кооператива по требованию властей даже пройдет специальное обучение.
Впрочем, обучение, как и переподготовка специалистов-гидротехников, идет вяло. Даже те, кто непосредственно работает на гидросооружениях, редко выбираются на учебу в Екатеринбург. За последние годы прошли переподготовку только 130 специалистов. Учиться должны и руководители муниципалитетов, но за последние годы курс по контролю за ГТС прошел лишь один чиновник - из мэрии Копейска. Остальные чиновники даже не знают, как вести себя при авариях на гидроузлах.
Хозяина!
А вот в Курганской области бесхозных гидросооружений нет. Благодаря настойчивости руководителей главного управления МЧС России по Курганской области еще два года назад все "ничейные" ГТС обрели владельцев. Сейчас в реестре зауральских ГТС значится 81 объект: 39 водохранилищ, 6 прудов-накопителей и 36 противопаводковых защитных дамб. Между тем состояние некоторых гидротехнических сооружений внушает серьезные опасения.
- По техническому состоянию 28 гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта, из них 9 - в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта в связи с частичным разрушением железобетонных конструкций, рисберм, раскрытием деформационных швов, износом и разрушением водосбросов. Техническое состояние прудов - накопителей и дамб - удовлетворительное, - сообщил "РГ" начальник главного управления МЧС России по Курганской области, полковник Владимир Савин.
По специальной классификации наиболее опасными в Зауралье считаются 19 водохранилищ, опасными - 3, неопасными - 17. Семнадцать гидротехнических сооружений внесены в реестр потенциально опасных объектов Курганской области.
К сожалению, текущий и капитальный ремонт курганских ГТС проводится не в полном объеме - у собственников гидроузлов нет денег. В то же время в 2006 году на строительство и ремонт гидротехнических сооружений выделено 65,5 миллиона рублей. За последние два года 69 ГТС прошли инвентаризацию и паспортизацию. В соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений декларированию подлежат 17 ГТС, на восьми из них уже разработаны декларации, в том числе четыре прошли экспертизу.
Но экспертизы зкспертизами, а изношенные металлоконструкции и бетонные сваи, простоявшие в воде десятки лет, славятся своей непредсказуемостью. Ждать от них можно любых сюрпризов.
Поэтому на вчерашнем заседании депутаты Заксобрания Челябинской области вышли с предложением к правительству РФ разработать проект федерального закона "Об обязательном страховании риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения". Быть может, рублевый риск отучит власти и собственников ГТС относиться к их состоянию с сегодняшним легкомыслием.
Справка "РГ"
Из 408 гидротехнических сооружений Челябинской области 45 находятся в федеральной собственности, 89 - в муниципальной, 133 - в частной, а 141 - бесхозные.