В интервью нескольким региональным изданиям Саркози сообщил, что намерен участвовать в выборах главы государства, которые пройдут 22 апреля будущего года. "Я ощущаю в себе силы, энергию и желание предложить иное видение страны", - заявил глава французского МВД.
Тот факт, что Саркози объявил о решении баллотироваться на пост президента через провинциальные газеты, многие расценили как стремление министра представить себя в качестве лидера "всех французов", а не только узкого круга однопартийцев. Точно так же поступил в 1994 году действующий президент Жак Ширак.
Первым шагом к заветному креслу станут для Саркози так называемые предварительные выборы - голосование, на котором представители правящей правоцентристской партии "Союз в поддержку народного движения" должны выдвинуть единого кандидата на должность главы государства. Выборы намечены на 15 января, но уже сейчас известно, что более 70 процентов членов партии намерены голосовать за Саркози.
Соперником министра внутренних дел на предварительных выборах скорее всего станет его коллега по правительству, глава оборонного ведомства Франции Мишель Алльо-Мари. Она объявила, что в ближайшие две недели даст однопартийцам возможность обсудить ее выдвижение в качестве кандидата в президенты. Судя по реакции Саркози, такой поворот событий его не обескуражил. Принято считать, что министра обороны вряд ли поддержат более четверти "правых". Зато наличие альтернативного кандидата придаст внутрипартийным выборам вполне респектабельный и демократический характер.
Нынешний глава правительства Доминик де Вильпен также пока не отказался от претензий на президентское кресло. Назвав решение Саркози "очень важным и ответственным шагом", премьер сообщил, что о собственных планах на будущее он объявит позднее. "Если слишком рано тронуться с места, есть риск быстро устать. Жизнь научила меня терпению", - так де Вильпен прокомментировал возможное выдвижение своей кандидатуры.
Эксперты убеждены, что решение главы правительства во многом будет зависеть от того, как поведет себя его покровитель Жак Ширак. Еще недавно никто не верил, что нынешний президент может пойти на третий срок. Но ситуация изменилась. "Многие думают, что наступила эра "пост-Ширак". Но их могут ждать сюрпризы. Вы видели, в какой он отличной форме? Он очень популярен, а пятилетний президентский срок такой короткий..." - намекнула первая леди страны Бернадетт Ширак.
Во Франции эти слова были расценены как подтверждение планов Ширака вновь принять участие в выборах. К этому его призывают и многие политические эксперты Франции. "Нам нужен опытный деятель, который нас объединит, - говорит известный французский политолог Жан-Франсуа Пробс. - Он должен уметь говорить как с Бушем, так и с Путиным, как с главами европейских, так и с лидерами африканских государств".
По мнению Пробса, само собой разумеется, что Ширак пойдет на третий срок. Но в любом случае свое окончательное решение французский президент обещал сообщить в первом квартале будущего года.
Возможные планы Ширака вновь стать во главе государства многие объясняют упорным нежеланием уступать этот пост своему заклятому недругу - Николя Саркози. История вражды двух политиков началась еще в 1995 году, когда нынешний глава МВД, числясь среди сторонников Ширака, поддержал на президентских выборах кандидатуру Эдуарда Балладюра. Но тогда победу на выборах одержал действующий президент, публично назвавший Саркози "маленьким предателем".
Очевидно одно: в случае успеха Саркози на предварительных выборах его главным соперником от левых станет кандидат от социалистической партии Франции Сеголен Руаяль. Необычайное обаяние этой женщины заставило французов придумать новый термин для обозначения ее растущего авторитета - "эффект Сеголен". Справиться с ним, по мнению большинства специалистов, будет под силу лишь амбициозному Саркози. Ожидается, что борьба между соперниками превратится в захватывающую дуэль.
Между тем
Французские СМИ обращают внимание на невероятную схожесть в предвыборной риторике двух потенциальных противников. Призывы к "движению" и "новым идеям", озвученные Саркози, избиратели неоднократно слышали и из уст Руаяль. Видимо, оба кандидата понимают, что без кардинальных изменений в политической и экономической жизни благополучие Франции уже невозможно. Только цели, которые ставят перед собой эти политики, серьезно различаются.