Чарлз Дарвин умер бы от зависти, увидев вчерашнее мероприятие, потому что такого разнообразия взглядов на экономическое развитие страны в природе просто не может существовать. Правда, было там не только разнообразие, но и единство - все ораторы аккуратно сворачивали на тему обязательного сотрудничества с "Единой Россией". Так что за последние пять лет - а 1 декабря у партийцев юбилей - ЕР действительно удалось утвердить свой авторитет не только у бизнесменов, но и в правительстве. Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов не только выслушал мнение участников форума, но и сам деликатно высказал несколько рекомендаций по превращению российской экономики в инновационную. Главными инструментами, способствующими этому процессу, должны быть, по мнению Шаронова, российская венчурная компания, Инвестфонд, поддержка несырьевого экспорта, российский Банк Развития, возвращение ученых, уехавших за рубеж, бизнес-образование и налоговые послабления для НИОКР. "Первый принцип перехода на инновационный путь, - пояснил замминистра, - это государственно-частное партнерство, мы не считаем нужным развивать такую ипостась государства, как собственник, это должно быть государство-регулятор, государство-арбитр". Шаронов считает, что вообще участие государства в деятельности частных компаний - признак слабости. "Государство должно вникать только там, где свободный рынок не срабатывает", - и замминистра тут же уточнил, где именно - не в инвестиционной сфере, а при формировании инфраструктуры.
Насчет ситуации с инфраструктурой довольно красочно высказался председатель "Деловой России" Борис Титов: "Только 17% заявок на подключение было выполнено в этом году, то есть только один из шести штепселей подключили в розетку". "Мы оказались в ситуации реального дефицита по электроэнергии и газу - это подтверждение того, как медленно происходит реформа в этом секторе, медленнее, чем того требует экономический рост", - подтверждал и Шаронов. Замминистра также грустно покритиковал работу госаппарата, заметив, что нынешнее госуправление не дает "результатов в части удовлетворенности граждан услугами, которые они получают от государства, и удовлетворенности бизнеса от взаимодействия с государством. Мы по качеству госуправления смотримся в разы хуже, чем страны с сопоставимым ВВП на душу населения". Но если он призвал завершить административную реформу, то глава РСПП Александр Шохин мрачно отреагировал на это заявление репликой: "Дай Бог, чтобы она началась".
"Мы как государство ничего не умеем делать хорошо", - самокритично признавался пермский губернатор Олег Чиркунов, но поспешил добавить, что "любой разговор на тему инновационной экономики - это разговор в правильном направлении".
Партийные ораторы, выходившие перед бизнесменами, явно демонстрировали все лучшие качества, которые у них были. Так, основной докладчик, член генсовета Андрей Буренин объяснил партийный интерес к экономике сугубо прагматично: "Древо суверенной демократии способно привиться отнюдь не на любой экономической почве". Он описал достижения "единороссов", уточнив, что "все эти проекты стало возможным осуществить в кратчайшие сроки исключительно благодаря политической консолидации власти, партия "Единая Россия" играла в них центральную роль, но позволили ли все эти достижения создать конкурентоспособную экономику? - Нет". И теперь "единороссы", по мнению Буренина, намерены добиваться конкурентоспособности во всем, от государства до политических идей. Его коллега по Думе Владимир Плигин поспешил указать еще одно поле для приложения партийных сил: "В интересах выживания страны очень важно остановить процесс передела собственности, и тем более недопустимо, чтобы к этому процессу подключалась административная машина".
"Сегодня наша проблема, - продолжил ставить партийные задачи депутат Госдумы Андрей Макаров, - это не законодательство, это правоприменительная деятельность во всех сферах". Макаров призвал коллег, не поддаваясь на популизм, в то же время сосредоточиться на финансовом обеспечении "всех уровней власти". Он уточнил, к примеру, что сохранившие право выборности мэры обеспечены финансово для реализации своих полномочий только на 5 процентов.
Роль "ужасного ребенка" героически взял на себя "единоросс" и глава "ОПОРЫ России" Сергей Борисов, чей доклад звучал как сводка с фронта: в Московской области нередки случаи, когда предпринимателей слишком настойчиво просят помочь партии финансами, в Коми предпринимателей преследуют за критику, а в Екатеринбурге бизнес слышит от чиновников: "Если ты не член партии, я твои проблемы решать не буду". "Партия вместе с бизнес-сообществом должна объявить войну "своизму", страшному явлению, которое делает бизнес неэффективным, - призвал коллег Сергей Борисов, - надо создать настоящую систему партийного контроля "снизу", чтобы у партии широко раскрылись глаза".
Впрочем, экономическую дискуссию "единороссы" провели, так сказать, "для затравки". Руководящий состав "единороссов" - лидер партии Борис Грызлов, министры сельского хозяйства и чрезвычайных ситуаций Алексей Гордеев и Сергей Шойгу прилетели в Екатеринбург вчера уже после обеда, но вместо еды неутомимо отправились работать по партийной линии: открывать домну на Северском трубном заводе, посещать агроферму "Патруши", следить за пуском новой модели грузового электровоза на Уральском заводе железнодорожного машиностроения (он называется "Единая Россия") и наблюдать за форумом своего молодежного крыла - "Молодой гвардии". Им следовало торопиться, ведь вечером ожидалась встреча с представителями 17 иностранных делегаций - гости из Республиканской партии США, китайской КПК, кубинской Компартии, "Вперед, Италия!", ХДС, ХСС собирались выяснить место партий в мировой политике. Место же "единороссов" будет еще раз точно указано сегодня, на седьмом съезде, куда должны прибыть около 700 делегатов и более 1500 гостей.