В Москве, безусловно, ценят то, что Ереван в отличие от других бывших закавказских республик не стремится стать членом НАТО. Прочным связующим фактором российско-армянских отношений является и многочисленная армянская диаспора в России. Для России же единоверная Армения осталась практически последним относительно надежным геополитическим плацдармом в Закавказском регионе, где уже активно хозяйничают американцы и турки. Армения из всех стран СНГ всегда была едва ли не единственной, от кого Россия получала в ответ на свою поддержку нечто конкретное. Такое же конкретное получал и Ереван, и, хотя цены на газ для этой страны "Газпром" все же увеличил, вопрос хозяйствующих субъектов удалось разрешить ко всеобщему удовольствию. Единственное, что беспокоит сейчас российское правительство, так это то, что поставки "голубого топлива" идут в Армению через Грузию, отношения с которой в последнее время стали напряженными. Но Фрадков рассчитывает, что это не приведет к трудностям. Москва хоть и обеспокоена ситуацией, складывающейся в российско-грузинских отношений, но при этом надеется на лучшее. Хотя эта ситуация негативно отражается на отношениях с Арменией, которая оказывается в своего рода изоляции. Для улучшения ситуации, по мнению Фрадкова, надо повышать эффективность существующих транспортных потоков и маршрутов. Отвечая на вопрос, могут ли поставки российского газа в Армению столкнуться с проблемой несанкционированного отбора со стороны Грузии, российский премьер ответил, что эта проблема на встрече не обсуждалась. "Мы исходим из того, что ситуация не ухудшится до такой степени, что нам придется с правоохранительными органами заниматься проблемами с хищениями или чем-то в этом роде. До этого, надеюсь, не дойдет", - заявил глава российского правительства. Поскольку проблема транспортной доступности вышла на первый план, Маргарян рассчитывает на решение вопросов, связанных с закреплением статуса Армении как равноправного члена международного транспортного коридора "Север - Юг" в начале следующего года. Хотя внутригосударственные процедуры по закреплению членства Армении в этом проекте пока не выполнены. В развитии транспортного коридора существуют проблемы, связанные с автомобильным сообщением через Грузию, где еще закрыты определенные участки автомобильных дорог. Для Армении же, уверен Маргарян, ключевым является вопрос налаживания нормальной автотранспортной связи с Россией. На общем благополучном фоне российско-армянских отношений выявились проблемы в дальнейшем развитии предприятий, переданных России Арменией в счет погашения долга, в первую очередь с процессом приватизации и первоначальной стоимостью этих объектов. Фрадков считает, что этот вопрос является предметом обсуждения так же, как и вопрос обеспечения заказами этих предприятий. В частности, по его словам, заказами пока не обеспечено предприятие "Марс". Но российский премьер уверен, что данную проблему можно решить, если частный бизнес проявит заинтересованность в подобных проектах.
Но Фрадков считает, что эти проблемы не помешают наращивать объемы российских инвестиций в Армению. "Намерение продвигаться вперед в инвестиционном сотрудничестве есть", - заметил Фрадков. "Русский алюминий", Внешторгбанк и "Вымпелком" и так активно осваивают армянский рынок. "Впереди проекты в транспорте, и, надеюсь, в сфере высоких технологий", - оптимистично заметил российский премьер.
Впрочем, армяне, несмотря на добрые отношения, не спешат предоставлять российским компаниям особые преференции, предлагая им участвовать в тендере. Предложит Москва более выгодные условия - пожалуйста, приходите и работайте. И не более того.
Информацию же о том, что в Армении уделяется недостаточно внимания изучению русского языка, Маргарян опроверг: "Я не знаю, кто сказал, что в Армении ограничивается изучение русского языка!"
Закрыв Год Армении в России и попрощавшись с главой армянского правительства, Фрадков отправится в ближайшие дни в Баку. Впрочем, на общении с его армянским коллегой подобный факт не отразился. Разногласия Еревана и Баку по проблеме Нагорного Карабаха, хоть и не преодолены, но, во всяком случае, наблюдаются подвижки. Позиция Армении не изменилась, как и позиция Азербайджана: совмещение принципов права наций на самоопределение и территориальной целостности возможно лишь посредством референдума, "то есть дать право народу Нагорного Карабаха самому решить, что он выбирает - территориальную целостность Азербайджана или свой суверенитет".