04.12.2006 04:30
    Поделиться

    Следы полония найдены на рейсах Неаполь - Лондон

    Радиоактивные следы найдены в Италии

    Эксперт по проблемам безопасности и ядерного оружия, Скарамелла встречался с Литвиненко в суши-баре "Итсу", на лондонской Пикадилли 1 ноября. Это произошло в тот самый день, когда Литвиненко заболел и был госпитализирован.

    Исследования, проведенные в лондонском госпитале Университеткого колледжа, в том самом, где скончался Литвиненко, показали: доза полония-210 в организме Скарамеллы существенно ниже, чем была у Литвиненко, но и ее врачи сочли весьма значительной. Признаков отравления в настоящий момент у итальянца нет, однако как проявит себя этот радиоактивный яд в долгосрочной перспективе и не станет ли он бомбой замедленного действия, никто из врачей прогнозировать не отваживается. Следы полония обнаружены и в организме вдовы бывшего офицера. Она тоже была на короткий срок госпитализирована.

    Как попал полоний-210 в организм Марио Скарамеллы? Этот вопрос чрезвычайно интересует британских следователей. Принципиально важно установить, было ли это заражение "вторичным", то есть передавшимся итальянцу от уже зараженного Литвиненко, или же "первичным"? Проще говоря, не были ли оба отравлены целенаправленно?

    Добровольно прибывший в Лондон на минувшей неделе для дачи показаний Скарамелла рассказал полиции, что ничего не ел в суши-баре и только пил воду, тогда как его российский друг съел обед. Между тем из неофициальных источников в Лондоне прозвучала такая версия: Литвиненко могли (кто именно "могли" - оставим пока за скобками) использовать в качестве "троянского коня". Отравив его самого огромной дозой изотопа, организаторы преступления собирались-де использовать Литвиненко как источник заражения для своих подлинных мишеней. Например, для "реотравления" Бориса Березовского, с которым экс-офицер ФСБ встречался едва ли не ежедневно, или же для иных, кому-то неугодных лондонских контактеров бывшего офицера.

    Однако эту версию наголову разбивают эксперты по ядерным материалам. Физик-ядерщик доктор Пэдди Риган заявил, что смертельно отравить полонием через посредника невозможно, так как для этого необходимо либо есть с ним из одной тарелки, либо пить из одного стакана, либо целоваться. Заражение жены Литвиненко объясняется именно этим: возможно, яд попал к ней именно через поцелуи. Но как быть в случае с итальянским профессором?

    Однако в эти дни британскому следствию приходится отрабатывать уже не один лишь "русский след", но и итальянский. При этом в Италию также потянулся след радиационный: присутствие полония обнаружено на рейсах британской авиакомпании EasyJet , которыми летал в Лондон из Неаполя и обратно Марио Скарамелла.

    Для чего же приезжал итальянский эксперт по ядерному оружию и спецслужбам на лондонский ланч в суши-баре? Скарамелла пригласил Литвиненко на эту встречу, объявив ему, что располагает документами чрезвычайной важности. Как стало известно в ходе опроса Скотленд-Ярдом итальянского профессора, Скарамелла привез Литвиненко в числе прочего список подлежащих ликвидации лиц, среди которых значились и оба их имени.

    Согласно данным, прозвучавшим в солидных британских СМИ, этот список передал Скарамелле его информатор, также бывший сотрудник ФСБ, с которым итальянец встретился на юге Франции. В переданном документе якобы говорилось о том, что ФСБ учредила специальную команду, чьей задачей является "выбить" (нокаутировать) кружок угнездившихся в Лондоне перебежчиков. Еженедельник "Санди таймс" назвал эту "команду". Речь идет, по данным издания, о частной московской компании по обеспечению охраны и безопасности, в которой задействованы отставные офицеры КГБ.

    Но если принять эту версию за основу, остается не совсем понятным, кому и чем мешал итальянский профессор, также попавший в список предназначенных к "отстрелу". Некоторые догадки возникают по мере анализа профессиональной деятельности 36-летнего эксперта из Италии. Марио Скарамелла выступал, к примеру, консультантом сенатского комитета, расследовавшего операции КГБ в Италии, о которых сообщил в свое время бежавший на Запад архивариус КГБ Василий Митрохин. В сборе информации на эту тему Скарамелле помогал, якобы среди прочих, и Александр Литвиненко.

    Между тем деятельность Марио Скарамеллы на этом поприще наделала в Италии немалый скандал, так как среди заподозренных в связях с советским КГБ оказалось ни много ни мало и имя итальянского премьера Романа Проди. Поручение проверить Проди в канун апрельских выборов в Италии дал Скарамелле глава следственной комиссии Паоло Гуццанти, сенатор от правоцентристской партии "Вперед, Италия!" По словам Марио Скарамеллы, на которые ссылается сегодня британская печать, сведения, полученные им от Александра Литвиненко, помогли предупредить готовившееся покушение на Паоло Гуццанти.

    Отдельные британские СМИ утверждают также, что Литвиненко мог делиться со Скарамеллой своими соображениями относительно того, чем занимаются сегодня его бывшие сослуживцы в Западной Европе. Помимо прочего, занимался Скарамелла и проблемами ядерных отходов. В частности, в марте прошлого года наделали сенсацию в Италии его изыскания относительно якобы брошенных в период "холодной войны" в Неаполитанском заливе 20 ядерных боеголовок с советских подлодок.

    При этом, судя по всему, итальянский профессор не является офицером спецслужб. Во всяком случае, итальянское правительство на официальном уровне отрицает причастность Скарамеллы к деятельности SISMI. Избегая в данное время контактов с прессой в Британии, Скарамелла всячески при этом подчеркивает, что не проходит по делу Литвиненко подозреваемым и остается лишь свидетелем, а после обнаружения в его организме полония - еще и жертвой. Кто же тогда попадает под подозрение?

    Британские комментаторы, которые суммируют попадающую в их распоряжение "эксклюзивную информацию", все чаще говорят о трех россиянах, встречавшихся с Литвиненко в день его отравления. Оставленные Андреем Луговым, Дмитрием Ковтуном и Вячеславом Соколенко, прилетавшими на футбольный матч в Лондон, радиоактивные следы, вызывают массу спекуляций в Лондоне. Не в последнюю очередь потому, что эти следы в отеле "Шератон Парк лэйн", где останавливались россияне, в самолете, в котором они летели, и офисе Бориса Березовского, где якобы побывал Луговой, датируются самой ранней датой - 25 октября.

    В своем интервью британской "Санди таймс" Андрей Луговой сказал, что его самого и его товарищей могли намеренно подставить, чтобы пустить следствие по ложному следу. И, возможно, для этих целей их также "тронули" изотопом.

    Эта бешено закручивающаяся история, судя по всему, приподнесет еще не один сюрприз. Как заметил недавно британский министр внутренних дел Джон Рид, участвующие в ней лица связаны и с КГБ, и с олигархами, и с организованной преступностью, и с чеченцами. А потому не надо спешить с выводами и обобщениями.

    Поделиться