Среди них - 26 тысяч детей, для которых самой сложной является проблема обучения. Именно на ней акцентировал внимание мэр столицы на недавнем заседании правительства Москвы. 65 специализированных школ, имеющихся в столице для детей с ограниченными физическими возможностями, утверждают эксперты, мало. Надо иметь их как минимум вдвое больше, чтобы было хотя бы по одной в каждом районе. Родители знают по опыту, что такое возить ребенка-инвалида на уроки в другой конец города.
Но сложность не только в дефиците мест и расстояниях. В городе имеются общеобразовательные учреждения различного профиля. Есть специальные корректирующие общеобразовательные школы (их чуть больше 30), школы-интернаты с полным курсом обучения, где дети могут находиться с понедельника по пятницу (около 20), санаторные школы (их пока 6 в городе), в которых наряду с обучением проводятся медицинская реабилитация и коррекция. Не так давно стали открываться и школы здоровья. Там образовательная составляющая также сочетается с лечением. В эти заведения принимают ребят, у которых нет ярко выраженного диагноза, но есть патологии, задержки в развитии, пограничные состояния. Существует в столице и порядка 10 школ надомного обучения, которые по щадящему графику посещают дети с очень серьезными заболеваниями. К тем же детям, которые вообще прикованы к постели, педагоги из таких заведений приходят домой. Для тяжело больных практикуется и дистанционная форма обучения, когда образовательный процесс ведется посредством интернет-общения.
Попасть в любую из специализированных школ ребенок может с направлением, выданным государственным образовательным учреждением "Центр диагностики и консультирования "Надежда".
- Знаете, какая самая большая проблема? - поделилась с корреспондентом "РГ" директор Центра Елена Цветкова. - Ужасающая неинформированность родителей детей-инвалидов о том, где и как ребенку дать образование. Словно не в столице люди живут, а в темном лесу. Многие искренне считают, что если ребенок - инвалид, то путь к знаниям для него отрезан. На самом же деле практически любой может получить полноценное среднее образование. Например, в специальную корректирующую школу ребенок ходит так же, как его здоровые сверстники ходят в обычную школу. Если же установлено, что для полноценного развития ему необходим постоянный контроль медиков, тогда рекомендуем школы-интернаты с пятидневным пребыванием. В 9 городских специализированных учреждениях учатся дети с нарушением слуха - 7 школ-интернатов и два детских сада, совмещенных с начальной школой. Для детей с патологией зрения работают 4 школы-интерната, столько же для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, еще 5 для ребятишек с нарушением речи. В Южном Бутове в этом году открылась уникальная школа для детей с заболеваниями крови. Она рассчитана на 180 человек.
И все-таки признаем, действительно, не слишком густо на 10-миллионный город. К тому же надо учитывать, что подобного рода учебные заведения - это не обычные школы с классами до 30 учеников. Здесь класс состоит из 10-12 ребят. К тому же школа для инвалидов - это еще и школа жизни: их здесь учат буквально всему - от того, как правильно переходить улицу, до того, как включить газ на кухне или расплатиться с продавцом в магазине.
Ежемесячно в центр "Надежда" поступает порядка 500 обращений от родителей детей-инвалидов. Говорят, что устраивают всех обратившихся. Но в ответ на телефонный звонок, например, в школу-интернат N 2 для детей с нарушениями зрения, расположенную в Северном округе, корреспонденту "РГ" сказали, что в старших классах все места заняты, и ребенка в 9-10-й классы принять не смогут. И что же в таком случае делать родителям подростка, у которого именно в этом возрасте проявилась патология и которому нужно серьезное корректирующие обучение и постоянные медицинские осмотры?
Проблема существует, и как бы ни хотелось это руководству департамента здравоохранения, закрывать глаза на нее не стоит. Не случайно на том заседании правительства Москвы, когда обсуждался вопрос создания среды для инвалидов, Юрий Лужков вынужден был сказать руководителю департамента образования города Л. Кезиной: "Давайте перестанем хвалиться тем, что сделано для этих детей, а займемся тем, чего им еще не хватает".