Во-первых, этот документ носит явно концептуальный характер, а не является просто прогнозом.
Во-вторых, он опубликован на сайте центра, то есть получил статус его официального документа.
Но, главное, в-третьих, журналисты и коллеги ученых обратили внимание на то, что к подготовке этого доклада приложили руку не только нынешние сотрудники ЦМАКП, но и его отец-основатель Андрей Белоусов, являющийся ныне заместителем министра экономического развития и торговли. В своем нынешнем статусе А. Белоусов непосредственно отвечает не только за макроэкономические и сценарные прогнозы, но и за координацию бюджетной и макроэкономической политики, разработку и проведение структурных реформ, стимулирование инноваций, инвестиций и мер поддержки промышленности.
Пробный шар или дискуссия?
Разумеется, для просвещенной российской публики это не стало особым откровением. Однако доклад был прочитан "на выезде", на международной экономической конференции в Женеве, а появление высокопоставленного официального лица в качестве его фактического рецензента сразу навело на мысль, что эта разработка может стать по крайней мере идеологической основой для коррекции нынешней российской экономической политики. Тем более что ее достаточно скромное название скрывает за собой как альтернативный среднесрочный прогноз и сценарные условия развития, так и вполне прозрачный намек на желательность смены модели экономического роста при активном участии в этом процессе государства.
Между тем интересно прежде всего само исследование ЦМАКП, где после вполне парадного начала - презентации успехов российской экономики в 1999-2004 годах следует фактическое признание ее нынешней структурной несбалансированности, технологической отсталости и реальной невозможности сохранения в среднесрочной перспективе высоких темпов роста.
Активизм государства
Собственно говоря, именно эта незавидная перспектива и подвигла исследователей ЦМАКП выдвинуть несколько альтернативных сценариев и соответственно вариантов модернизации государственной экономической политики. Их три: сценарий экономического активизма государства, сценарий поддержки бизнеса и так называемый адаптационный сценарий. К сожалению, все они практически напрямую зависят от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и не содержат видимых механизмов перехода к инновационной экономике.
В частности, сценарий экономического активизма государства предусматривает, что приток доходов, связанных с внешнеэкономической конъюнктурой, создаст возможности для проведения активной государственной политики, направленной на модернизацию экономики и создание потенциала будущего развития. Соответственно, уровень государственных инвестиций будет быстро возрастать, а налоговая реформа проводиться в тех ограниченных масштабах, которые предполагаются в настоящее время.
Поддержка бизнеса
Сценарий поддержки бизнеса предусматривает проведение налоговой реформы (снижение основной ставки НДС до 15 процентов при сохранении льготной 10-процентной ставки), что обеспечивает частичное перераспределение ресурсов в пользу бизнеса. В свою очередь, возможности наращивания бюджетных расходов будут ограничены. Учитывая жесткость социальных обязательств, эти ограничения коснутся в основном не выплат населению, а других форм расходов, прежде всего - государственных инвестиций.
Суть этого сценария в том, что ресурсы, связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, перераспределяются от государства в пользу частного бизнеса. Одновременно за счет девальвации рубля обеспечивается повышение конкурентоспособности российской продукции. В то же время непроцентные расходы бюджета сужаются в основном за счет государственных инвестиций.
Адаптационный сценарий
В рамках адаптационного сценария предполагается существенное негативное изменение внешних условий функционирования российской экономики. В таких условиях поддержание конкурентоспособности российских обрабатывающих отраслей подразумевает прежде всего существенное ослабление рубля. Это позволит поддержать экономический рост за счет роста конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и одновременно за счет образования у экспортеров дополнительных доходов, связанных с девальвационным эффектом.
Вот, собственно говоря, и все. Как видно, ничего особенно радикального, кроме роста госинвестиций, не предлагается. То, что предлагается бизнесу в качестве налоговой реформы, в данном случае всего лишь косметика. Вдобавок речь также идет не о ликвидации нынешнего Стабфонда, а лишь о гораздо более умеренном его росте. Вряд ли кто-нибудь скажет, что без госинвестиций можно вообще обойтись. Насколько можно их увеличить при нынешнем уровне эффективности государства - другой вопрос. И у Инвестфонда, и у госкомпаний уже есть несколько крупных проектов. Если они пойдут удачно, то вопрос решится сам собой. История показывает, что частный бизнес во многих странах умеет "зарывать деньги" и прятать концы в воду не хуже, чем государственный.