Отравление Егора Тимуровича Гайдара по времени почти совпало с 15-летием "правительства реформ". Я пишу "отравление", хотя точного медицинского заключения еще нет. Тем не менее именно так заявил "РИА Новости" пресс-секретарь Гайдара. И добавил, что это не обычное пищевое отравление.
Вот такое получилось "празднование юбилея". Символическое.
И, судя по настроениям, которые можно отследить в Интернете, многие, если не большинство "уважаемых россиян", не испытывают сочувствия к Гайдару.
Что ж - обычная судьба реформатора. Смею сказать - выдающегося реформатора. Не употребляю слово "великого", ибо это не современникам судить. Но в ряд Витте (на него покушались черносотенцы), Столыпина (убит эсером - агентом охранки) Егор Тимурович становится легко. По масштабу своих дел. И своей личности тоже.
Е.Т. Гайдар обладает одним очень редким качеством.
Он хочет и умеет чувствовать историю, историческую дистанцию. Недаром одну из своих книг назвал "Долгое время".
Он ЕДИНСТВЕННЫЙ из наших крупных публичных политиков отказался от непосредственной политической деятельности. И не ушел при этом ни в бизнес, ни на госслужбу, хотя, надо думать, такие возможности были и есть.
Вернулся в свой Институт экономики переходного периода - думать, писать, делать то, что он любит и умеет.
Важный момент: Гайдар - СВОБОДНЫЙ человек. Он пытался создать свободное общество в своей стране и сам (в отличие от многих иных демократов) свободен. От популизма, от тщеславия, от корысти, от подобострастия к начальству и к народу. Может быть, за это его так не любят - и начальники, и народ.
Я думаю, что хотя Гайдар прекрасно понимает объективную неизбежность такой нелюбви (косвенное доказательство, что он-то был РЕАЛЬНЫМ реформатором!), он от этого в душе страдает. Дело в том, что Егор - человек ОЧЕНЬ РУССКИЙ. И настоящий русский патриот.
Например, он быстро начинает скучать по России, находясь вне ее. Поэтому вариант эмиграции для него всегда был неприемлем. Даже не только по политическим, идеологическим и т.д. соображениям, а просто ПО ЖИЗНИ.
Внук Гайдара по одной линии и Бажова по другой, зять Аркадия Стругацкого, он, разумеется, всегда чувствовал себя не "экспертом", не "проезжим путешественником", а частичкой русской культуры, русской истории.
А поскольку культура и история в нашей стране разные, то важно уточнить - частицей русской демократической культуры. Если угодно - разночинской культуры XIX века, но ЗНАЮЩЕЙ И ПОНИМАЮЩЕЙ ОПЫТ ХХ ВЕКА.
Поэтому, сохраняя свободолюбие, он всегда помнил об ужасе кровавой Революции. Хорошо помнит про "русский бунт, бессмысленный и беспощадный".
Отсюда и его позиция по отношению к Государству. Я бы сказал - нравственно опрятная позиция. Далекая от истерической ненависти и истерического поклонения. "Власть отвратительна, как руки брадобрея", а ведь бриться-то надо! Государство (а "государство" не абстрактная идея, а совокупность корпораций более чем материальных чиновников!) - не Бог, не Дьявол. Инструмент всего лишь. Точнее, должно быть инструментом. На это были направлены "реформы Гайдара". Другое дело, что хотя они дали очень много экономически (собственно, до сих пор мы живем и еще долго будем жить в системе, "носящей имя Гайдара", это одна из причин ненависти к нему), но гораздо меньше политически. Государство осталось демиургом политики и социальных процессов в России.
Гайдар, глядя сквозь очки "долгого времени", отлично понимает, что это неизбежно. Нельзя дать обществу больше свободы извне, чем оно готово воспринять. Так что "все существующее разумно".
Но Гайдар - страстный и эмоциональный человек - не хотел оставаться работать в рамках ТАКОЙ, пусть и неизбежной, Системы. Стал ее оппонентом. И пока была возможность, занимался публичной политикой, преодолевая явное внутреннее сопротивление, прямо сказать - отвращение.
Это, пожалуй, одна из самых симпатичных черт в Гайдаре - его отвращение к популизму. То, чем дышит, допустим, Жириновский, от того задыхается Гайдар.
Я достаточно много общался с ним именно на политические темы, видел его, как говорится, "в деле", в так называемой "политической работе". Он добросовестно старался. И было видно, как же ему это скучно, и противно, и грустно... Как, в сущности, нормальному порядочному, интеллигентному человеку. Он спорил, выслушивал, выступал, редактировал, но казалось, ему все время хочется сказать: "какая же это все-таки... смешная гадость, эта политика..."
Гайдар, который с детства дружил со многими математиками (в том числе весьма выдающимися), привык к интеллектуальной опрятности. Качество весьма... своеобразное для политика. В "Обитаемом острове" Стругацких говорится: "Порядочный политик - какое странное сочетание слов". Это - про Гайдара. Причем "порядочность" надо толковать расширительно - например, "логическая порядочность", неспособность доказывать, что советская экономика лучшая в мире, а если бы не всемирный заговор, то СССР и сейчас бы сносу не было.
Не помню, кто сказал, что у него с советской властью эстетические разногласия. У Гайдара с ней были разногласия логические. Знаю, что на этом месте кто-нибудь обязательно возденет руки: "Это у Гайдара-то! Заведующего отделом журнала "Коммунист"!"
Ну да, именно у него. Не следует, кстати, забывать, что все самые интересные критики советской Системы - Зиновьев, Мамардашвили, Восленский и т.д. - вышли из советских философских и исторических журналов и институтов. Люди интересовались гуманитарными науками, работали в тех гуманитарных институтах, которые тогда были, и думали. А вот номенклатурно-партийную карьеру Гайдар не делал - ему было это неинтересно и противно.
Он скинул политические вериги не раньше, чем мог сказать по совести: ну, я свою смену отстоял!
И вернулся к своему любимому делу - читать книги, писать книги, думать вперед, анализировать прошлое.
Я меньше всего хотел бы рисовать "житие святого".
Кем-кем, а святым Е.Т. совсем не является. В отличие, видимо, от других российских политиков, потому что ДО СИХ ПОР, т.е. через 12 лет после его ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ухода из правительства, вся "критика масс" по-прежнему сосредоточена... на Гайдаре!
Я думаю, что на самом деле Гайдар от этого очень страдает. Потому что, повторяю, человек он глубоко русский, любит свою страну. "Я хочу быть понят своей страной/ А не буду понят - что ж?/ По родной стране пройду стороной/ Как проходит косой дождь".
Больно быть чужим среди своих. Тех, кого считаешь СВОИМИ.
А сказать-то я хотел одно: поправляйтесь, Егор Тимурович! Вы ОЧЕНЬ нужны своей стране.