05.12.2006 01:00
    Поделиться

    Камчатка "забита" захоронениями с ядовитыми отходами

    Специалисты не исключают, что содержимое бочек может попасть в нерестовые реки, причинив им ущерб. Скорее всего, этот яд - с сельхозпредприятия, которое либо уже разорилось, либо близко к разорению. Утилизация - дело дорогое, да и не каждый за нее возьмется. Проще где-нибудь выбросить и присыпать землей. Когда схрон найдут, спросить будет уже не с кого.

    Так, в 2003 году совхоз Термальный был признан банкротом. Конкурсным управляющим назначили Сергея Уварова, который должен был расплатиться с кредиторами предприятия за счет продажи его имущества (долги составляли десятки миллионов рублей). Но все, что он получил в свое распоряжение, - устав Термального и его печать. Имущество было разворовано или брошено на произвол судьбы. Опасный объект - мазутохранилище - остался без охраны и надзора. Когда цистерны дали течь, уже никто не знает.

    В итоге пролилось около 18 тонн мазута. Вокруг хранилища образовалась гигантская нефтяная лужа. Загрязнению подверглась территория площадью более 500 квадратных метров. Экологический ущерб составил 250 тысяч рублей. И сколько таких «подарочков» разбросали по всей Камчатке?

    Кстати, совхоз Термальный, как любое сельхозпредприятие, должен был иметь запас химикатов в пределах нескольких тонн. Где он и как хранится, неизвестно.

    В 2003 году стала банкротом межколхозная база материально-технического снабжения. В советское время все снабжение рыболовецких колхозов шло через нее. Склады были забиты товаром: сети, канаты, судовые светильники, спасательные жилеты, но главное - на складах хранился огромный запас дихлорэтана (токсичный растворитель), соляной и щавельной кислоты, а также неизвестного вещества (судя по надписям на бочках принадлежавшего военного). «Химия» провалялась на базе не меньше десяти лет. Кто владелец, установить было невозможно - никаких документов не оказалось. Больше года не знали, что делать с химикатами. Завскладом жаловался на головную боль и горечь во рту - явные признаки отравления. Только после ряда публикаций в СМИ решением вопроса занялось местное управление МЧС.

    Еще один пример. В конце августа на Командорских островах произошла утечка аммиака из холодильной установки, которая принадлежит местному ООО. В марте 2005 года его признали банкротом. Энергетики направили в адрес губернатора области, МЧС и местную прокуратуру обращение с просьбой распорядиться потенциально опасным объектом.

    Но это не решило проблему. Холодильник с аммиаком не охранялся, специалистов по обслуживанию специального оборудования у ООО не было, необходимые меры безопасности не соблюдались. В итоге произошла утечка аммиака. В установке находилось около трех тонн этого вещества. Уже когда возникла реальная угроза для населения села Никольского и природной среды уникального заповедника, сюда прибыли специалисты для устранения аварии и ее причин.

    И это только гражданские объекты. На полуострове находится еще оружие, вещества и материалы военного назначения.

    На атомных подлодках, которые ржавеют на стоянке длительного хранения в закрытом административно территориальном отделении Вилючинск 3, может находиться несколько сот тонн жидких радиоактивных отходов. Тревогу вызывает состояние временных пунктов захоронения твердых радиоактивных отходов (могильников), расположенных в непосредственной близости к береговой черте Авачинской губы.

    В свое время расформирование воинских частей привело к тому, что территории, на которых они располагались, оказались практически брошены. Рекультивация земель не была проведена. Территории захламлены металлоломом, шлаком, твердыми бытовыми отходами, строительным мусором. По неофициальной информации, после сокращения зенитно-ракетных дивизионов на восточном побережье Камчатки высокотоксичное ракетное топливо гептил и окислитель военные попросту сливали на землю, сжигали, в результате чего произошло серьезное загрязнение окружающей среды. Необходимых исследований, взятий проб атмосферного воздуха, почвы не производилось.

    По некоторым сведениям, прямо в черте Петропавловска-Камчатского на территории одной из воинских частей хранились запасы химического оружия. Там были зарин, зоман и другие отравляющие вещества еще со времен Второй мировой войны. Запасы отравляющих веществ увеличивались и в послевоенные годы.
    Командование войск и сил на северо-востоке по-прежнему не дает комментариев относительно состояния и экологической безопасности своих объектов.

    Поделиться