05.12.2006 03:30
    Поделиться

    Российский бизнес учится социальной отчетности

    "Социальные" отчеты выпустили уже более 40 российских компаний

    От принципов к делу

    Концепция международных стандартов социальной ответственности и отчетности базируется на концепции устойчивости развития и предполагает, что компании должны отчитываться перед обществом обо всех последствиях своей деятельности, а не только о финансовых результатах. Такой подход встречает мало оппонентов, но на практике проблема оказалась "крепким орешком".

    В Евросоюзе, например, до сих пор нет единого подхода к социальной и экологической отчетности. И единых международных стандартов тоже еще нет. Выбор стандарта отчетности пока - дело самих компаний, да и социальная отчетность как таковая в большинстве стран не является обязательной. Это - сфера диалога бизнеса и общества, которые не без труда идут к согласию по вопросу о границах и мере ответственности бизнеса. Подключается к этому делу и отечественный бизнес. "Российские компании, - считает заместитель генерального директора крупнейшей российской горнодобывающей компании Ольга Голодец, - могут и должны участвовать в этой работе и привнести свой опыт и позитивные результаты. Это позволит им на равных участвовать в глобальном процессе выработки стандартов устойчивого развития и конкурировать в социальной сфере с ведущими мировыми лидерами". Как утверждает исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко, в России уже есть и социальные отчеты, подготовленные на международном уровне. Правда, их пока единицы.

    Перспективы

    Социальная отчетность постепенно становится в мире обычной деловой практикой, и международные эксперты прогнозируют ее распространение на средние и малые компании. "Сегодня в мире миллионы компаний, заинтересованных в том, чтобы научиться соответствовать информационным запросам глобальных рынков, запросов, которые включают в том числе и социальную отчетность", - считает директор программ "Глобальной инициативы по отчетности" (GRI) по России и СНГ Теодорина Лессидренска.

    Значит ли это, что в недалеком будущем и российским компаниям в массовом порядке предстоит осваивать нелегкое дело составления нового типа отчетности?

    "Социальный, нефинансовый отчет, составленный по международно признанным стандартам, - это, скорее всего, все же потребность глобальных корпораций, работающих на наднациональном уровне, - отмечает Ирина Сухова, вице-президент компании ФБК. - Именно они заинтересованы в наибольшей информационной прозрачности и в общении с заинтересованными группами разных стран в формате неких универсальных стандартов".

    Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров, полагает, что социальная отчетность в ее нынешнем добровольном виде не станет в нашей стране таким же массовым явлением, как, например, международная бухгалтерская отчетность. Маловероятно, по его мнению, и скорое распространение практики социальной отчетности на малый и средний бизнес.

    О роли государства

    Некоторые страны ввели на национальном уровне ряд правил освещения проблематики устойчивого развития в годовых отчетах компаний. Но решительно ни в одной стране, подчеркивает Теодорина Лессидренска, нет закона, требующего предоставления отчета по какому-либо конкретному стандарту, включая и по стандарту GRI.

    "Обязательная отчетность, причем только для крупных публичных компаний, существует в двух странах - в Дании и Франции. Канада требует такую отчетность от крупнейших банков, - отмечает Марк Томпсон, директор практики по устойчивому развитию бизнеса PricewaterhouseCoopers. - Опыт этих стран показывает, что унификация стандартов делает отчетность сопоставимой, но при этом теряется ее реальная ценность. В конечном счете все сводится к проставлению галочек, а информация, действительно необходимая для отчета перед акционерами и другими "заинтересованными сторонами".

    "Убеждена, - говорит Теодорина Лессидренска, - что законодательное принуждение - не лучший способ стимулировать компании к предоставлению какой-либо информации. Не случайно эксперты во всем мире так старательно ищут "золотую середину" между обязательностью и добровольностью".

    Суть нефинансовой отчетности, отмечает директор департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП Федор Прокопов, - такова, что навязать ее невозможно. Чтобы она родилась, недостаточно даже указания главы компании. Если в компании, например, слабая охрана труда, то никакие приказы руководства не помогут ей убедительно доказать снижение заболеваемости персонала. Первым шагом к этому должно стать создание системы управления охраной труда или как минимум налаживание полноценной системы учета заболеваемости и производственных травм".

    Очевидно, что прежде чем всерьез обсуждать вопрос об обязательности социальной отчетности, хорошо бы добиться общего понимания сути дела. По мнению Натальи Хоняковой, руководителя бюро "Деловая культура", ведущего проект "Рейтинг корпоративной ответственности", главный вопрос заключается не в том, должно ли государство участвовать в продвижении социальной отчетности, а в том, как оно будет это делать. Когда речь идет о решении задачи, прямо связанной с повышением национальной конкурентоспособности, было бы странно, если бы государство устранилось от ее решения, - считает она. - "Корпоративная социальная отчетность может служить выстраиванию "контрактных" отношений государства и бизнеса, когда государство убедительно задает общие приоритеты социального развития, создавая при этом условия для того, чтобы участие в решении социальных проблем повышало конкурентоспособность и стоимость бизнеса".

    И все же сегодня в деловой среде широко распространены опасения, что социальная отчетность может стать инструментом нерыночного давления на компании.

    Адаптация стандартов

    Актуальность задачи адаптации международных норм в РСПП проиллюстрировали таким образом. К примеру, Глобальный договор ООН рекомендует раскрывать информацию об использовании детского труда. Этот совет отражает опыт транснациональных компаний, работающих на развивающихся рынках Азии и Африки, где детский труд в порядке вещей. В России подобная информация вряд ли может оказаться в числе самых приоритетных.

    Не стоит абсолютизировать стандарты, а тем более жестко прописывать комплекс индикаторов, - считает вице-президент крупного банка Алла Турецкая. - Стандарты социальной отчетности дают общую систему координат. Реализация социальной стратегии компании должна, в конечном счете, приводить как к достижению целей бизнеса, так и к достижению определенного эффекта в социально-экономической жизни общества. Выпуск отчета сам по себе этого эффекта не создает, но он помогает заинтересованным сторонам оценить вклад компаний".

    За что боролись

    На сегодня в Национальном Регистре корпоративных нефинансовых отчетов, который ведет РСПП, по словам Федора Прокопова, насчитывается около трех десятков нефинансовых отчетов, подготовленных российскими компаниями. По данным Ассоциации менеджеров, социальные отчеты выпустили более 40 российских компаний. Для абсолютного большинства компаний - это первая такая публикация, и оценить ее эффективность пока трудно.

    Но те, кто прошел уже не один цикл отчетности, успели почувствовать ее реальный смысл. Отчетность, составленная по международным стандартам на основе проверенных аудированных показателей, показывает деятельность компании в социальной сфере, не скрывая проблем, с которыми она сталкивается, - отмечает Ольга Голодец. - Мы убедились, что социальный отчет повышает доверие к компании со стороны работников, внешних организаций, акционеров и партнеров по бизнесу".

    Поделиться