О том, что родители, которые бьют детей, не умны - калечат свое будущее - и жестоки, мы уже говорили. На публикацию "Ремень на гвоздике" пришло огромное количество откликов. И во многих письмах жалобы на учителей: не гнушаются педагоги унижающими человеческое достоинство физическими способами расправы над нерадивыми недорослями. Вспоминается дальневосточная история, когда учительница заставила младших школьников, натоптавших в только что вымытом классе, вылизывать пол языком. Кто-то отказался, а кто-то, испугавшись, вытирал пол руками и даже пытался выполнить требование самодура с указкой. Так вот, не успел стихнуть этот скандал, как подоспели новые. Директор сельской школы заткнул рот разговорчивому ученику носком. В Санкт-Петербурге после затянувшегося конфликта с классным руководителем восьмиклассник покончил с собой, бросился под поезд. В одной из подмосковных школ учительница английского языка попросила мальчика, который не слушал на уроке, выйти из класса. Не вышел и опять не слушал. Она выдернула его из-за парты и пихнула. Он ударился о стену и сломал руку. Что происходит?
Если объединять все эти случаи и давать им общую оценку, то, наверное, стоило бы в первую очередь говорить о профессиональной несостоятельности, профессиональной неграмотности или даже о профессиональной непригодности таких учителей. Сами инциденты по любым меркам, и профессиональным и человеческим, безнравственны и жестоки. Что же случилось с теми, кто призван "сеять разумное, доброе, вечное"? Кто-то скажет, что мы выдернули из, в общем-то, благополучного школьного контекста случайные примеры. Но почему так часты эти случайности? А если это закономерность, то в чем ее причина?
Замечательный педагог Симон Соловейчик когда-то писал: "Воспитание зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними". Остановимся на отношениях. Они не всегда просты и безоблачны. И еще. Отношения должны сложиться, они "выстраиваются". Конечно, могут быть проблемы, но педагог должен уметь преодолевать их. Иначе... иначе постоянные конфликты, на первый взгляд незначительные, мелкие уколы, замечания, небрежность во взгляде, раздраженный или презрительный тон. А все складывается в стрессовые ситуации, вызывающие напряжение, повышающие тревожность, углубляющие непонимание. Последнее чаще всего перерастает в конфликт, и тогда меры воздействия педагог не выбирает. А дети ведут себя по-разному. Кто-то готов терпеть, кто-то считает за благо уйти из школы, кто-то пытается сопротивляться. Но силы неравны.
Между тем постоянный стресс вызывает заболевания стрессогенного характера. Важно отметить, что постоянно действующие микрострессы какое-то время могут не давать выраженных нарушений здоровья ребенка, но имеют способность накапливаться и проявляться на первый взгляд совершенно неожиданно и "без причины".
Можно, конечно, оправдывать жестокость учителей так: мол, ее и постоянные детские стрессы породило наше "дикое время". Можно делать вид, что этого раньше не было. Было. Все началось не сегодня. Много лет назад я была потрясена рассказом моей коллеги. Ее внук убежал из школы домой. Почему? Можно предположить. Перебегал по дороге домой Ленинградское шоссе, и его буквально вытащил из-под колес автомобиля какой-то неравнодушный человек. И не только вытащил, но и узнал, откуда и куда бежит, и привел ребенка назад в школу. Учительница, естественно, была напугана и сердита, она должна была "принять меры". Вот только вопрос: какие? Вспоминая то, что сделала она, я каждый раз вздрагиваю от ужаса и отчаяния, оттого, что изменить эту ситуацию уже не сможет никто и никогда. А ребенок, он давно стал взрослым, с трудным характером, со сложно складывающимися отношениями с людьми, помнит эту историю как самое негативное впечатление о школе. Ведь чтобы "никому в голову не пришло повторить этот поступок", педагог на продленке собрала детей из двух параллельных классов, объяснила им, что "из-за этого подонка она могла попасть в тюрьму", потому что отвечает за его жизнь и что она не находит способов, как его наказать. Поэтому каждый ребенок должен показать, "как этот негодяй ему отвратителен". Мальчика как сквозь строй пропустили между рядами парт, и каждый одноклассник плюнул ему в лицо, показывая свое возмущение и солидарность с учительницей. Я не знаю, как ребенок это выдержал. Шок от экзекуции снимали долго. Ребенка поразило не само наказание, а то, что все дети согласились это сделать. А не пошел на поводу у педагога-изверга только один мальчик, который, кстати, и другом-то беглеца не был. И это поразило малыша не меньше.
Самое страшное, что все ситуации, которые мы обсуждаем, уродуют психику не только того, кого наказывают, но и всех присутствующих. Ведь они видят и понимают, что жестокость, издевательства допустимы.
Легко обвинять телевидение, с экранов которого на нас льется вся мыслимая и немыслимая гамма жестокости, жуткие компьютерные игры, которые учат убивать себе подобных. Но не это, на мой взгляд, ожесточает детей, не это приводит их к агрессии. Виноваты взрослые, близкие и не очень. Это наши отношения, и прежде всего отношения с ними, заставляют их защищаться. А в защите трудно остановиться у грани.
Попробуем ответить на главный вопрос. Учитель наказывает, потому что не чуток сердцем, не готов понять и простить в силу своих личностных качеств, душевного развития? Или потому, что ему никто не объяснял, как это может отразиться на развитии ребенка, на его физическом и психическом здоровье, потому что он просто не знает, как действует стресс на организм ребенка, как трудно снимаются последствия стрессовых ситуаций? Еще раз процитирую Соловейчика: "Педагогика - наука довольно жесткая... Она не предписывает, как жить и каким быть, она даже не прописывает рецептов воспитания: она лишь исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких - непременно будут трудности".
Добавлю, а возрастная физиология и возрастная психология объясняют. И почему "все хорошо" или "будут трудности", и реакцию организма ребенка. И, главное, последствия положительных или отрицательных педагогических воздействий. Но, к сожалению, учителей почти не учат этим "премудростям": в стандартах высшего педагогического образования отведен минимум на освоение этих знаний. Стоит ли удивляться, что современный учитель - это прежде всего математик, физик, филолог, но не специалист, изучающий ребенка, такого ранимого, живущего в постоянном напряжении. Это очень сложный для познания "объект", часто страдающий от несправедливости, страхов, двойного прессинга школы и родителей. Но настоящий учитель все это видит, понимает и анализирует, какие "методики и подходы" не навредят маленькому человечку. Незнание "этих ваших физиологических тонкостей" - замечательная защита и оправдание любых действий, любых отношений, любых конфликтов, где дилетант считает себя правым.
У профессионала же, возможно, не будет "горящего сердца" и "горящих глаз", но он будет спокойным, не будет уставать от бесконечного выплеска эмоций, и главное, он твердо усвоил, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Уверена: нужно не откладывая в долгий ящик корректировать педагогическое образование, другому и по-другому учить будущих учителей. Пока они не перекалечили наше будущее.