05.12.2006 02:00
Поделиться

Марат Сафин рискнул здоровьем

Два важнейших очка - переломное в паре и победное в решающей одиночке - добыл Марат Сафин. В результате наша мужская сборная, обыграв аргентинцев, стала во второй раз обладательницей Серебряной салатницы - главного приза командного чемпионата мира по теннису. И впервые Кубок Дэвиса мы завоевали у себя дома.

Напомню, что в 1994 и 1995 году Москва уже принимала финалистов Кубка Дэвиса, но тогда мы уступили шведам, а потом американцам. А в 2002 году в гостях нашим теннисистам удалось добиться победы в финальном матче с французами. Из нынешнего состава сборной России, ведомой капитаном Шамилем Тарпищевым, чемпионский титул лишь у двух игроков - Марата Сафина и Михаила Южного. Им уже довелось испить из роскошной чаши шампанского - это было в Париже на стадионе "Берси". И вот - новый триумф!

Возможно, "божья рука" Марадонны помогла Сафину

В течение всех трех игровых дней на корт спорткомплекса "Олимпийский" выходил Марат Сафин. Нет, формально он не был лидером. По рейтингу он даже шел после Дмитрия Турсунова, Михаила Южного и, разумеется, Николая Давыденко, который сейчас заслуженно занимает высокое третье место в мировой классификации. Однако по сути Марат возглавлял команду. Александр Волков, тренер сборной, отвечая на вопрос, кто авторитет в команде, отвечал, не раздумывая:

- Марат. Тарпищев.

Вот, говорят, наша публика "устала болеть" за Сафина. Мол, поднадоел им образ бесшабашного героя, кавалергарда, мушкетера.

Но Марат доказал, что скептики не правы. Он вошел под конец года в "тридцатку". И - главное - завершил трудный, ужасный, как он иногда говорил, для себя сезон хорошей игрой, отличным результатом, достижением для себя и всей сборной. Для всей России.

Каким был Марат в эти дни?

Сафин в пятницу

В первый игровой день Николай Давыденко одолел в четырех сетах Хуана Игнасио Челу, а вот Марат, к сожалению, уступил лидеру аргентинцев в трех партиях - во всех с одинаковым счетом 4:6.

Жаль, конечно, что не удалось "зацепить" ни одного сета. Ведь если бы он взял одну или две партии, то Давид больше бы устал. А это бы означало, что Налбандян не был бы такой свежий на следующий день в паре с Кальери.

У меня сложилось такое впечатление, что Сафин часто старался сыграть и остро, и одновременно красиво. Но для этого ему немного не хватало физической кондиции. Да и матчевой практики в этом году. На пятый-шестой удар Марат ошибался. Или Давид действовал так, что нельзя было отразить. В итоге почти всегда последнее слово в важных розыгрышах оставалось за Налбандяном.

Объясняя причину своего поражения, Марат посетовал на покрытие - синтетический ковер, который был сделан еще к "Кубку Кремля".

- Я никогда не видел, чтобы Давид так здорово играл. Наверное, ему очень подходит это покрытие. А я передвигался с трудом. Мне почему-то не удавалось показать на таком корте свой теннис. Я в течение трех сетов никак не мог найти свою игру.

Это заявление вызвало беспокойство.

Российская газета | Не означает ли это то, что вы, Марат, не выйдете на корт в воскресенье?

Марат Сафин | Никого не хочу обижать, но для меня не совсем подходит покрытие. Я ощущал дискомфорт. Хочу, чтобы Шамиль Тарпищев меня правильно понял в этой связи - я не возражаю против этого покрытия. Кстати, например, для Челы оно еще более неудобное. Поэтому я буду иметь в игре с ним хорошие шансы.

Сафин в субботу

Капитан Тарпищев делает ход, которого ожидали многие: вместо заявленного Михаила Южного ставит Марата Сафина. Его партнером стал "запланированный" парный игрок Дмитрий Турсунов.

Для игры дуэтов счет более чем убедительный: наши победили аргентинскую комбинацию Давид Налбандян - Агустин Кальери со счетом 6:2, 6:3, 6:4.

После парного матча в субботу Марат был весел как никогда.

Сафин уже не жаловался на покрытие. Наоборот - сказал, что "для пары корт вполне нормальный".

- Ведь когда на корте четыре игрока, не нужно много бегать, - резонно заметил Сафин. - Мы отлично подавали. Я очень доволен, что мне здорово ассистировал Дима.

РГ | Судя по всему, вы давно определились, что будете играть пару. А когда решили, с кем именно?

Сафин | Утром искали, кто будет моим партнером. Были варианты - Коля, Миша и Дима. Но Колю сразу вычеркнули - иначе он не смог бы выйти на третий день. Мишу Южного тоже, потому что у него болит нога. Хотя он очень хорошо играет в паре, и давно уже играет. Но в этот раз он не мог. Не знали, сможет ли он выдержать пять сетов. Остался Дима.

РГ | Можете в процентах подсчитать вклад каждого?

Сафин | 50 на 50. Без Димы ничего не получилось бы. Аргентинцы играли на него - он выдержал весь матч. Он не испугался. Очень здорово отыграл.

РГ | Вы вышли на матч предельно сконцентрированными...

Сафин | А куда денешься?! Если мы хотим иметь какие-то шансы в этом матче. У нас был счет 1:1. И, как я говорю, от пары ничего не ждали. Но все равно надежда была с нами. В паре важно, кто испугается первый. А там уже дальше у кого-то появится уверенность, у кого-то пропадет. Наша задача была с первого мяча держать свою подачу и пытаться что-то делать на приеме. И как можно больше общаться друг с другом, потому что мы, грубо говоря, не парные игроки, а одиночные. И мы начали играть в одиночный теннис в парной комбинации. Поэтому все замечательно получилось. Настрой был с самого утра. Правда, нам еще помог Давид Налбандян - спасибо ему. Он несколько раз ошибся на приеме, допустил элементарные промахи с задней линии.

РГ | Можно ли было допустить, чтобы вы, Марат, не играли пару?

Сафин | Я знал, что буду играть пару. Я хочу играть пару, я хочу играть все три дня. Я бы не принял "нет" в ответ на мое желание сыграть три дня и сыграть пару.

Сафин в воскресенье

Не сомневаюсь, что Марат очень хотел и надеялся, что Николай разберется с Давидом Налбандяном и ему, Марату, не придется играть решающий матч. Однако Коля проиграл.

Кто выйдет на решающий матч? Конечно, Сафин! А вот капитан аргентинцев Альберто Манчини делает неожиданную замену: выпускает не Челу, не Кальери, а любимца своей публики "Чучу", или, точнее, Хосе Акасусо. Но Сафин "убирает" аргентинца - 6:3, 3:6, 6:3, 7:6.

Сразу после победы Сафин рассказал, что играл через боль. "У меня очень болит пятка, я еле хожу. Даже не знаю, как бы все сложилось в пятом сете, - признался Марат. - К тому же у меня практически не гнутся колени, я уже говорил, что мне не слишком удобно играть на этом покрытии. Вполне возможно, что было бы логичнее выставить Диму Турсунова, который отлично проявил себя в матче с американцами, но капитан выбрал меня. Наверное, потому что я опытнее".

Конечно, возник вопрос о великом аргентинском болельщике - Диего Марадоне. В субботу Сафин говорил, что для него была огромная честь пожать левую руку Диего Марадоне. Когда-то этой рукой аргентинец забил гол на мировом первенстве по футболу, после чего стало ходить выражение "божья рука". Возможно, именно эта рука принесла удачу и Сафину? В ответ на это предположение Марат с улыбкой заметил: "Все может быть..."

Сафин в ночь на понедельник

Заключительный, в честь победы банкет проходил в ресторане "Метрополь". Без приглашения пробиться туда было практически невозможно. Интересно, что, пожалуй, больше всех людей провел на вечеринку Марат - он то и дело выходил в фойе, даже на улицу, чтобы, пользуясь своим авторитетом, провести через строгие кордоны друзей и просто знакомых.

На ужине были и его мама Рауза Исланова, и сестра Динара. Было несколько трогательных сцен, когда мама и сын обнимались, Рауза целовала любимого сыночка.

На сцене в ресторане Марат представлял своих друзей по команде. Не забыл никого, сказал и о Тарпищеве, и о Давыденко, и о Турсунове, и об Александре Волкове, и о Сергее Леонюке. Игоря Андреева назвал "самым красивым", а про Мишу Южного то, что его берегли, так как он после травмы. Упомянул и запасного Женю Королева, и еще одного члена команды - молодого Артура Чернова. Про себя же сказал, что извиняется - дескать, пришел на вечеринку не в костюме. "Проходил допинг-контроль", - пошутил он.

Я вспомнил, как его спрашивали в связи со свадьбой Николая Давыденко, не задумывается ли он о создании семьи. "У меня свой взгляд на эти вещи, - сказал Марат. - Пока нравится быть одному. Больше ничего не скажу - не хочу обижать женщин".