Информация о возгорании в жилом доме в деревне Далекуши Кувшиновского района на пульт дежурного пожарной охраны поступила в начале второго ночи. К моменту их прибытия пожарной команды уже обвалились крыша и перекрытия, а дом полыхал открытым пламенем. После тушения при разборе пожарища были обнаружены останки хозяина дома и трех его детей: Давида, Анастасии и Анны - девяти, семи и четырех лет, соответственно. Неизвестной до сих пор остается судьба супруги священника, матушки Ксении, проходившей курс лечения в больнице, но накануне трагедии отправившейся домой.
Как сообщили "РГ" в областной прокуратуре, прежде чем будут сделаны выводы о причинах пожара, предстоит провести судебно-медицинскую и пожарно-техническую экспертизу.
Версий возгорания дома несколько - от неисправности электропроводки до поджога. В пользу первой говорит тот факт, что на пожарище обнаружены подключенные к сети электронагревательные тэны большой мощности. В пользу второй - предыдущий пожар в доме священника, а также разговоры о якобы имевших место быть угрозах в адрес батюшки со стороны местных жителей. К этой версии в самой деревне относятся скептически.
Как сообщили "РГ" в пресс-службе администрации области, сейчас в селе работают представители прокуратуры и УВД Тверской области. По поручению губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина на место трагедии выехал и руководитель комитета внутренней политики Тверской области Дмитрий Ефременко, которому предстоит оценить социальную обстановку на селе и ее возможную связь с трагедией. А региональный Совет безопасности рекомендовал правоохранительным органам усилить профилактическую работу по предотвращению преступлений, совершаемых на религиозной и межнациональной почве. При этом Дмитрий Зеленин подчеркнул, что до результатов экспертиз делать какие-то однозначные выводы о причинах пожара нельзя.
Отец Андрей служил в селе Прямухино в Троицком храме.
- Священник был очень хороший, - рассказывает Виталий Мельников, пенсионер из деревни Большой Борок. Виталий работал экскаваторщиком в Твери, а сейчас живет на пенсии в своем доме. Наш собеседник - человек здравый и трезвый. Живет в чистом старинном доме с русской печкой, новым телевизором, красивыми занавесками на окнах.
- Мы ездили к нему на крестины, - продолжает он. - Моя дочь освящала у него машину, человек он был замечательный. О трагедии мы узнали сегодня из теленовостей. Очень жалко детей маленьких. Вполне возможно, что его преследовали. Раньше он жил в Лопатино, там дом у него сгорел. Затем он купил дом в селе Далекушино (оно находится примерно в двух километрах от Прямухино).
В селе Прямухино мы зашли в первый дом с освещенными окнами на деревенской площади. В сенях наткнулись на детскую коляску. Хозяин дома Александр Радкевич живет здесь вместе со своей семьей. Он механизатор в колхозе имени Ульянова-Ленина. Раньше это было ЗАО, но потом хозяйству вернули старое название.
- Отец Андрей меня крестил, - рассказывает Александр, - я как только вернулся из Чечни, решил креститься. Он был замечательный человек, всем помогал, меня он крестил бесплатно - это показательно. Если кому-то было трудно, можно было подойти к отцу Андрею и спросить денег, он всегда помогал. Здесь все его уважали.
Александр Радкевич сам человек непьющий, ему 35 лет, он никоим образом не разделяет версию о том, что отца Андрея преследовали местные пьяницы. Он говорит, что в селе живут нормальные люди, пьяницы встречаются редко. Вполне возможно, что им все-таки движет желание защитить честь родного села. Колхоз имени Ульянова-Ленина находится далеко не в лучшем состоянии. Жить здесь не так просто. И люди встречаются разные. По дороге в Прямухино мы остановились в селе Мытницы уточнить путь. Дверь нам открыл парень лет 17 с серьгой в ухе, нетрезвый и поигрывающий чем-то вроде заточки. Вослед вывалился мужчина, годящийся ему в папаши, совсем пьяный. Их впору было показывать хоть в "Криминальном Петербурге", хоть в "Место встречи изменить нельзя". Но Александр Радкевич сказал, что этого "мелкого" в округе все знают, и его бравада и пьянство всего "лишь понты". Он также не может подтвердить версию о специальном преследовании отца Андрея, ведь у священника два раза горели дома в близлежащих деревнях. Возможно, дело не обойдется и без версии о преследовании священника сектой сатанистов.
- Мы ни с чем таким не сталкивались, - говорит Александр Радкевич, - у нас и кладбища не оскверняют, и в церкви ничего не разрушали. Правда, был случай - пропадали колокола. Но потом ничего, появились новые.
"Он был местным жителем, из райцентра Кувшиново, но был какой-то совершенно другой формации, - вспоминает отца Андрея журналист программы "Улица твоей судьбы" Никита Русланов. - Не хочу, чтобы казалось, что я его идеализирую, но он был таким, каким должен быть священник: честный, прямой, большой, добрый. "Батюшка" - это самое правильное слово для него".
Нравы односельчан отца Андрея Русланов описывает так: "Многие из жителей вернулись из мест не столь отдаленных. Например, там живет женщина, которая отсидела за то, что зарубила своего сожителя. Но и сожитель был человек непростой: отец Андрей однажды застукал его с топором в кустах неподалеку от собственного дома. Оказалось, что соседи что-то у него украли, и теперь он ждал их, чтобы тоже у них что-нибудь спереть. Кстати, те жулики потом сгорели заживо в собственном доме. Это точно был поджог, потому что их нашли привязанными к стульям".
По словам Русланова, отец Андрей боролся с пьянством в деревне не только словом, но и делом: не пускал пьяных в церковь, давал людям работу при условии, что те не будут пить. Так, одному из местных жителей он поручил возить на машине своих детей в райцентр в музыкальную школу, но однажды водитель пришел пьяным, и отец Андрей уволил его. "Насчет этого человека после первого поджога у отца Андрея даже грешным делом были нехорошие подозрения. Тогда он чудом остался жив, потому что накануне с семьей уехал, но об этом никто не знал. Это его и спасло. В том, что это был поджог, отец Андрей не сомневался: уезжая, он автоматически - дом-то деревянный - отключил все электроприборы и выключил пробки".
Несмотря на сложную ситуацию в селе, отец Андрей не просил о переводе в другой приход."В религию его обратил священник в армии, - рассказывает Русланов. - И отец Андрей говорил: в армии была жесткая дисциплина, а в церкви она еще жестче. Мне дали нести этот крест, и я его донесу".
В Русской православной церкви версию убийства отца Андрея считают весьма вероятной. "Мы не можем быть абсолютно в этом уверены, но если священник и раньше говорил, что его храм грабили, дом поджигали, мы можем предположить, что и сейчас это было не случайное замыкание проводов, - заявил "РГ" руководитель пресс-службы московской патриархии отец Владимир Вигилянский. - К великому нашему сожалению, каждый год мы узнаем об одном-двух убийствах священников. А ведь их мало, всего 12 тысяч на всю Россию. Это становится просто опасной профессией. Но защищать их должно общество, правоохранительные органы. Не может церковь иметь некий "боевой отряд" для защиты священнослужителей".
Павел Лунгин, режиссер:
- Ужасное убийство, что тут можно сказать? Те, кто его убил, - это вообще не люди. И что тут говорить об отношениях священников и общества? А если он был не священник, а учитель, было бы лучше? Священников убивать нельзя, а остальных можно? Наверное, мы уже смирились с тем, что убивают то простых людей, то депутатов, то казаха, то армянина, а убийство священника уже переполнило чашу терпения. Конечно, священник кажется неприкосновенной фигурой. Но на самом деле если мы смирились с тем, что убивают не священников, не надо удивляться, что убивают священников.
Записала Наталья Коныгина
Фото: www.vesti.ru