Потребности развития внешнеэкономического сотрудничества нашей страны привели к созданию в рамках Торгово-промышленной палаты СССР Экспоцентра, призванного осуществлять деятельность по подготовке и проведению международных выставок и ярмарок на уровне и по стандартам мировой выставочной практики. В начале 1990-х годов прошлого века появилась и необходимость создания профессионального союза, объединившего участников национального рынка выставочной индустрии - Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), 15-летие которого мы отмечаем в этом году. Союз стал единственным гарантом, позволившим отрасли сохранить инфраструктуру и профессиональные кадры, помочь традиционным и новым участникам выставочной деятельности найти свое место в новых рыночных условиях.
Время подтвердило своевременность этого решения. Несмотря на попытки превратить выставочные площадки в торговые и развлекательные комплексы, удалось не только сохранить профильную деятельность имевшихся выставочных центров, но и модернизировать их, построить новые.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что в стране есть выставочная отрасль, есть работающие в ней профессионалы и есть огромный спектр международных, региональных и местных выставок, проводимых во всех регионах Российской Федерации.
В последние годы выставочная деятельность в России переживает настоящий бум. Достаточно привести следующие цифры: более 90 городов страны ежегодно проводят до 2,5 тысячи международных, национальных и других выставок на площади около 3 миллионов квадратных метров с общим числом участников около 250 тысяч и числом посетителей до 10 миллионов. Объем реализации услуг в среднем по отрасли возрастает на 15 процентов в год.
Таким образом, выставочный бизнес играет все более существенную роль в развитии российской экономики, продвижении отечественных товаров на мировые рынки, способствует расширению международной кооперации.
Выставки также вносят весомый вклад в решение двух важнейших для России задач: реализацию национальных проектов и развитие инновационной экономики, в чем можно убедиться на примере деятельности ЦВК "Экспоцентр".
Первая задача так или иначе присутствует во многих выставочных мероприятиях Экспоцентра. Выставки дают уникальную возможность собрать в одном месте специалистов нужного профиля, представителей властных структур, деловых кругов и общественности, консолидировать их усилия, оценить представленные в экспозициях новейшие достижения, современные технологии, изделия и оборудование с точки зрения их возможного использования в национальных проектах.
Так, открывшаяся 4 декабря 2006 года выставка "Здравоохранение" впервые проходит в рамках Российской недели здравоохранения. Это не просто смена названия. Здесь совершенно другой подход к проведению крупномасштабного мероприятия, заключающийся в придании ему нового общегосударственного формата. Многие стенды посвящены участию различных учреждений, организаций и предприятий в национальном проекте "Здоровье".
Все более широкое использование инновационных технологий в российской промышленности наглядно продемонстрировали машинотехнические выставки Экспоцентра этого года. Крупнейшие отраслевые смотры "Металлообработка", "Электро", "Нефтегаз" показали значительный количественный и качественный рост. Так, выставка "Металлообработка" по выставочным площадям выросла в сравнении с прошлым смотром более чем на треть, что стало рекордом за все время ее существования.
Потребностям инновационного развития экономики страны будет отвечать расширение экспозиции наших традиционных смотров - "Высокие технологии XXI века" и "Связь-Экспокомм", а также введение в весеннюю выставочную программу будущего года нового инновационного продукта - международной выставки "Технофорум".
Российское выставочное сообщество осознает необходимость дальнейшего активного развития инновационных, высокотехнологичных и наукоемких направлений в своих программах. Их доля в общем числе выставок пока невелика. Представляется тем более актуальной активная поддержка государством этого направления выставочной деятельности. Эта поддержка должна носить системный характер.
Об этом приходится говорить, потому что не всегда в действиях министерств и ведомств при решении вопросов поддержки и участия в организации выставок прослеживается логика интересов экономического развития отрасли.
Например, крупнейшим на всем пространстве Восточной Европы смотром последних достижений телекоммуникационной и смежных отраслей, инновационных разработок в этой сфере стала проводимая ежегодно Экспоцентром выставка "Связь-Экспокомм". Эта выставка привлекает представителей ведущих мировых и российских фирм - разработчиков и производителей оборудования и интеллектуального обеспечения. Для целого ряда министерств и ведомств это профильная выставка, однако отношение к участию в ней и к помощи в ее проведении со стороны разных ведомств далеко не равнозначно.
Бурный рост выставочной отрасли в России сопровождается и рядом других проблем, в том числе связанных со слабой материально-технической базой и неразвитой выставочной инфраструктурой, особенно в регионах; отсутствием координации в планировании календаря выставок; недобросовестной конкуренцией; неудовлетворительным таможенным регулированием выставочной деятельности.
РСВЯ постоянно держит в поле зрения указанные проблемы и намерен активно способствовать их решению.
Однако, к сожалению, власти в центре и на местах зачастую не осознают в полной мере, какую огромную отдачу могут давать выставки для местных бюджетов, для загрузки и развития транспортных систем, гостиничных и развлекательных комплексов, предприятий питания, сферы услуг и т.д. Косвенный эффект от проведения выставок значительно превышает прямые налоговые поступления от этой деятельности. В России, по-видимому, нет точных статистических данных в этой сфере, но очень показателен следующий пример: только в г. Дюссельдорфе (Германия) сфера косвенных услуг от выставочной деятельности обеспечивает свыше 20 тысяч рабочих мест, а ее годовой оборот составляет 1,5-2,0 миллиарда евро.
Во многом проблемы связаны с отсутствием в органах исполнительной власти структуры, координирующей выставочную деятельность с министерствами и ведомствами. Эту функцию могли бы взять на себя ТПП России и Российский союз выставок и ярмарок, а в регионах - территориальные торгово-промышленные палаты. При этом необходимо четко разделить функции государственных органов, ТПП России и РСВЯ, наладив их взаимодействие на основе соответствующих соглашений.
На наш взгляд, государственные структуры экономического блока могли бы взять на себя решение таких вопросов, как содействие в развитии материально-технической базы и выставочной инфраструктуры; формирование и реализация государственной программы поддержки выставочной деятельности как за рубежом, так и в России; участие совместно с профессиональным сообществом в выработке национальной стратегии выставочно-конгрессной деятельности; осуществление контроля за функционированием выставочной отрасли с использованием законодательных инструментов (антимонопольное право, таможенный Кодекс, налоговое законодательство).
Система торгово-промышленных палат, в свою очередь, должна выполнять функцию связующего звена между выставочным сообществом и отраслевыми союзами и ассоциациями; организовывать диалог между выставочным сообществом и хозяйствующими субъектами российской экономики; играть консолидирующую роль по продвижению законодательных инициатив выставочного сообщества в органы власти; разрабатывать рекомендации по пресечению недобросовестной конкуренции; в конечном счете, выступать в качестве основного координатора выставочно-конгрессной деятельности в стране.
РСВЯ, будучи профессиональной организацией, помимо общей координирующей роли, видит свою задачу в защите интересов членов Союза; формировании системной поддержки выставочников и экспонентов; обеспечении контроля за достоверностью выставочной статистики, информационном обеспечении своих членов, организации обучения и повышения квалификации выставочных кадров и т.п.
Первым шагом на этом пути станет разработка комплексного Соглашения о сотрудничестве между РСВЯ и ТПП России.
Учитывая, что выставки являются не только эффективным средством продвижения отечественных товаров на внутренний и внешний рынки, но и инструментом внедрения технологических новшеств в российскую экономику, выставочное сообщество должно располагать информацией о приоритетах развития тех или иных отраслей с конкретной экспортной ориентацией. Неоценимую пользу здесь могла бы оказать межведомственная комиссия по выставочно-конгрессной деятельности, которая в последние годы, к сожалению, прекратила свою деятельность.
От государственных органов нам нужны целенаправленные рекомендации о тематике и конкретной номенклатуре товаров, нуждающихся в продвижении в тот или иной регион. Именно здесь необходима государственная поддержка отечественным производителям в организации их участия в выставочных мероприятиях в России и за рубежом.
Что касается организации российских экспозиций за рубежом, то здесь выставочные компании, специализирующиеся на организации выставок за границей, испытывают острый дефицит конъюнктурной информации о продвижении российских товаров на те или иные зарубежные рынки. Перечень зарубежных выставок, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляется порой спонтанно, без учета потребностей конкретного рынка. И здесь мы ожидаем предложений от аппарата торгпредств и российских представительств за рубежом по номенклатуре российских товаров, пользующихся спросом в странах их пребывания. Суммы, выделяемые на финансирование участия российских товаропроизводителей в зарубежных выставках, также должны быть пересмотрены в сторону увеличения. Именно сегодня, когда экономика России находится на подъеме, уместно напомнить, что, к примеру, в Германии на поддержку товаропроизводителей, участвующих в выставочной деятельности, ежегодно выделяется 36-40 миллионов евро.
Еще одна область, где настоятельно требуется государственная поддержка, - это развитие и совершенствование материально-технической базы выставочно-конгрессной деятельности, формирование современной выставочной инфраструктуры.
Несмотря на некоторые подвижки в последние годы, развитие материально-технической базы продолжает в основном оставаться частной инициативой. Настала пора переходить к решению конкретных вопросов по выделению земельных участков, льготному кредитованию, созданию благоприятного налогового режима.
Строительство новых и модернизация существующих выставочных комплексов требует разработки в рамках государственно-частного партнерства серьезной программы по привлечению инвестиций. В этой связи следует рассмотреть возможность оформления отдельной строкой в федеральном бюджете выделение средств на развитие выставочной индустрии.
К сожалению, в последние несколько лет появилась еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться организаторам авторитетных международных выставок. Бурный подъем выставочной активности порой сопровождается недобросовестной конкуренцией, когда новые игроки на выставочном рынке, стремясь захватить те или иные его сегменты, применяют методы тотального копирования известных выставочных брендов. Особый цинизм проявляется, когда "выставка-копия" проводится в одни сроки или с небольшим разрывом с известной выставкой, проводящейся уже многие годы и имеющей знаки УФИ и РСВЯ. Давно признано, что одновременное проведение выставок аналогичной тематики наносит вред не только выставочной отрасли, но и экономике страны в целом. В итоге теряют и предприятия-экспоненты, и организаторы выставок. В развитых странах с выставочными традициями такая практика исключается.
Думаю, все организаторы выставочных мероприятий должны в этом плане последовательно придерживаться позиции социально ответственного и честного партнерства, следовать международной системе критериев и стандартов, учитывать запросы и мнение отраслевого бизнеса, ТПП России, профессиональных союзов и объединений.
В заключение приведу слова Уинстона Черчилля: "Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности". Российский союз выставок и ярмарок, в руководстве которого представлены выставочные организации практически всей России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Красноярска, Омска, Калининграда, Новосибирска и др., отчетливо представляет проблемы, стоящие перед отраслью, и намерен активно заниматься их решением как в интересах своих членов, так и в конечном счете на благо российской экономики.