06.12.2006 03:00
    Поделиться

    Лидия Графова: Россия может распрощаться с надеждами на гуманную миграционную политику

    Этот "стол" еще с лета тщательно готовил Комитет Госдумы по безопасности. Одновременно в Совете Федерации на Большой Дмитровке состоялись парламентские слушания о программе содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Идея проведения этих слушаний возникла сравнительно недавно, и, хотя устроители были извещены, что происходит накладка по времени с мероприятием в Госдуме, переносить срок не стали. И, наконец, третье - в гостинице "Варшава" происходила международная встреча, организованная российским фондом "Новая Евразия": собрались эксперты из стран СНГ и представители различных зарубежных организаций, финансирующих проекты по миграции.

    Увидела я наглядно, что напрасно мы радовались, что в нашей стране начинается наконец разумная, научно-обоснованная, привлекательная для соотечественников миграционная политика. О какой логически выстроенной политике может идти речь, если в одно и то же время в одном и том же Федеральном Собрании происходят дискуссии, преследующие прямо противоположные цели: верхняя палата обсуждает, как привлечь соотечественников в нашу, вымирающую на миллион в год Россию, а нижняя палата - как от них же, соотечественников, избавиться. Помните анекдот: что такое плюрализм мнений в одной голове? Это, как известно, шизофрения.

    Острота нынешней миграционной ситуации состоит в том, что в России, по оценкам экспертов, находится около 5 миллионов нелегальных мигрантов (ФМС считает, что нелегалов в два раза больше), и в подавляющем большинстве это наши вчерашние сограждане по Советскому Союзу. Приехали они легально, в основном по безвизовому режиму, приехали с самыми добрыми намерениями - заработать на жизнь своим бедствующим семьям (и России нужны их рабочие руки), но наше противоречивое, взяткоемкое законодательство лишило их возможности получить какой-либо правовой статус и превратило нормальных людей в нелегалов, рабов, изгоев. С 15 января это репрессивное законодательство, штампующее, как молох, нелегалов из добропорядочных граждан (наркоторговцы и прочий криминал в отличие от трудовых мигрантов, как известно, покупают заранее все необходимые документы), должно бы измениться: летом были приняты два новых либеральных закона - о миграционном учете и поправки в закон о правовом положении иностранных граждан. Но вот, к сожалению, прозвучавшие на "круглом столе" призывы усовершенствовать уже усовершенствованные законы вызывают серьезные опасения: да войдут ли в силу, как намечено, 15 января эти долгожданные законодательные новшества? Дело в том, что известные постановления о зачистке рынков и о прочих запретах для мигрантов и так уже входят в противоречие с духом вновь принятых законов. А если Комитет по безопасности внесет еще какие-нибудь поправки в поправки, с надеждами на спасительную для России гуманную миграционную политику придется распрощаться.

    Итак, 4 декабря на Охотном Ряду фактически была объявлена непримиримая война мигрантам. И это уже не в первый раз. В 2001 году, перед тем как ввести неоправданно жестокие, будто нарочно запутанные законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан (это их теперь приходится исправлять и исправлять), в этих же самых стенах на Охотном Ряду началось нагнетание антимиграционной истерии. Я хорошо помню сенсационную пресс-конференцию депутата Гурова, заявившего якобы, что Россию заполонили 20 миллионов нелегальных мигрантов. С этих взятых с потолка цифр и началась тогда яростная мигрантофобия в нашей стране, ставшая козырной картой в руках различных политических спекулянтов, новых "бесов", будто оживших и спрыгнувших со страниц известного романа Достоевского.

    На этот раз глашатаем войны против мигрантов выступил бывший мигрант из Казахстана Владимир Вольфович Жириновский. Он был, как всегда, вдохновенен и сумасброден: "Всех нелегалов - в лагеря! У нас нет потребности в иностранной рабочей силе!.. Прекратить железнодорожное сообщение со странами, посылающими к нам нелегалов... Это нормальный процесс - эксплуатация дешевого труда мигрантов... Во всех странах нелегальная миграция есть, она выгодна, а мы хотим, видите ли, создать им райские условия..." Жириновский повыступал перед телекамерами, а когда телевизионщики ушли, он тоже сразу ушел.

    Однако его идеи еще краше развил депутат Курьянович, член Комитета по безопасности. Он заявил, что законодательные новшества, которые должны бы войти в силу 15 января, "были продавлены с неимоверной быстротой". И носят они "антисоциальный характер". И их "политическая подоплека - размыть нелегальной миграцией русскую идентичность". Курьянович вспомнил зачем-то про "русский марш", якобы запрет этого бесчинства был "использован против русских". И, наконец, довел до логического завершения лохматые мысли своего коллеги: "Россия должна использовать мигрантов в режиме легкого рабства. Использовать, а потом как шлак выбрасывать назад... Тогда не будет у нас повторения Кондопоги..."

    Такая вот логика, такая толерантность у наших парламентариев. Попытка присутствовавших, правда, в малом количестве, представителей общественных организаций, давно занимающихся непосредственной помощью мигрантам, привести разговор к здравому смыслу успеха не имела. Например, выступление известной правозащитницы Светланы Ганнушкиной (она напомнила депутатам, что общественные организации не раз передавали в Госдуму предложения поправок в законы, которые могли бы уже давно исправить нетерпимое положение с обилием нелегальных мигрантов) вызвало непонятное раздражение у ведущего. В последних выступлениях депутатов прозвучали знакомые мелодии: правозащитники, мол, озвучивают те идеи, которые диктуют им западные спонсоры.

    Однако наряду с мигрантофобскими выступлениями было высказано и много важных мыслей в защиту привлекательной миграционной политики, объявленной президентом Путиным. Так, в докладе директора ФМС Ромодановского однозначно говорилось, что Россия берет курс на новую миграционную политику, в соответствии с которой и были приняты те поправки в существующее законодательство. Директор ФМС заявил, что 80 процентов прибывающих в Россию мигрантов - это граждане СНГ и что их труд, конечно же, необходим России, переживающей демографический кризис, и в особенности стремительно уменьшается население трудоспособного возраста. А что касается влияния миграции на криминогенность в России (собственно, это было темой "круглого стола"), то Ромодановский сообщил: удельный вес преступлений, совершаемых приезжими, составляет всего лишь 3 процента от общего числа преступлений, фиксируемых в России. В некоторых развитых странах, как сообщали выступавшие потом эксперты, на мигрантов приходится до 20 процентов преступлений. Представитель Генеральной прокуратуры сообщил, что его ведомству приходится часто опротестовывать необоснованные отказы в регистрации по месту пребывания (собственно, такие отказы и множат ряды нелегалов). Далее прокурор Гелевич заметил, что Генпрокуратура проанализировала закон о правовом положении иностранных граждан и отмечает его "хаотичность и отсутствие логики". То есть очень нужны, по мнению Генпрокуратуры, те поправки, которые должны войти в силу 15 января.

    Наиболее интересным показалось мне выступление президента Русславбанка Н.О. Гусмана. Этот банк специализируется на отправке денежных переводов в страны СНГ. Так что президент банка на основе конкретных цифр показал бессмысленность криков о том, что якобы мигранты грабят Россию: "Совершенно закономерно, что трудящиеся мигранты переводят большую часть своих заработков домой, они за тем и приехали, чтобы кормить свои семьи. Однако эти "капиталы, вывозимые из России", - это минимальная плата за непрестижный труд тех, кто создает платформу для более квалифицированного труда местного населения. И вот - важнейшая цифра: оказывается, мигранты вносят весомый вклад в наш ВВП в размере 7-10 процентов!

    Но что все-таки делать с теми пятью (или как считает ФМС - десятью) миллионами нелегальных мигрантов, в основном с нашими соотечественниками, многие из которых давно проживают в России, интегрировались, работают, рожают детей, а никакого правового статуса не имеют? Что с ними-то делать? На этот вопрос не дал ответа ни "круглый стол" в Думе, ни парламентские слушания в Совете Федерации. А ведь получается парадокс: Россия принимает дорогостоящую программу содействия добровольному переселению соотечественников (17 миллиардов рублей на три года, чтобы привлечь 300 тысяч человек), а тем временем миллионы таких же соотечественников, бесплатно приехавших, обречены, значит, на депортацию? Ведь либеральные поправки, которые могли бы облегчить легализацию въезжающих после 15 января, на эти миллионы не распространятся. А по старому законодательству их необходимо немедленно депортировать. Правда, на столь грандиозную акцию целого федерального бюджета не хватит. Что же делать? Я задавала этот вопрос в свое время одному из ответственных чиновников, участвовавших в разработке программы добровольного переселения. Он с легкостью необыкновенной ответил: "Ну если нелегалы хотят законно жить в России, пусть на время выедут и потом въедут, чтобы начать легализацию с нуля". Замечательный, что и говорить, совет. Это надо только себе зрительно представить: тянутся к вокзалу миллионные толпы с лежачими стариками, младенцами, колясками, пеленками... Да если б так они разом от нас вдруг взяли и уехали, остановились бы многие предприятия, стройки, застыл бы в неподвижности чуть ли не весь общественный транспорт.

    А выход существует, и его вот уже третий год предлагают эксперты и правозащитники: иммиграционная амнистия! Концепцию такой амнистии разработала группа экспертов при Уполномоченном по правам человека в РФ. Концепцию уже обсуждали на заседании трехсторонней комиссии под председательством вице-премьера А. Жукова, и в основном она была одобрена. Такие акции упрощенной легализации мигрантов регулярно проводят все развитые страны, которые тоже, как и Россия, не могут обойтись без привлечения мигрантов и потому, несмотря на более совершенное, чем у нас, законодательство, получают и отрицательные последствия в виде скопления нелегалов. Нам, конечно же, куда проще и естественнее легализовать мигрантов, чем им, ведь к нам едут не чужие, а наши соотечественники, в основном русскоязычные. Более того, по оценкам экспертов, среди 5 миллионов "нелегалов" примерно 1,5 миллиона приехали в Россию на ПМЖ, и в основном это русские "иностранцы". За что ж мы их так долго казним?

    Я задала этот вопрос, выступая на "круглом столе" в Думе. Ответа вслух не получила.

    Вечером того же 4 декабря меня пригласили в прямой эфир пятого (петербургского) канала ТВ. Миграция была у них темой дня. Ну ладно бы показали крик от Жириновского (ТВ, как обычно, не может без скандалов), но какое право имели журналисты, присутствовавшие на "круглом столе", все перепутать и заявить, якобы эпатаж Жириновского поддержал Ромодановский? И в связи с этим в интерактивном голосовании подавляющее большинство телезрителей поддержали тезис, что надо прекратить миграцию в Россию. Возвращаясь после эфира, я вспоминала с горечью выступление на международной встрече делегатов из Таджикистана, которые сообщили, что их республика вносит в свой бюджет специальную статью расходов на переправку из России трупов трудовых мигрантов. Они, значит, строят нам дома, метут улицы, а мы равнодушно смотрим, как они погибают от жестоких условий рабовладельцев, от рук наших скинхедов?! Какими же мы можем быть нелюдьми, уважаемые господа...

    Поделиться