Реформа ОБСЕ продвигается слишком медленно, считает Сергей Лавров

Выступая в понедельник на открытии заседания, глава российского МИДА Сергей Лавров, прямо заявил, что если в ближайшее время не начнется реально реформа ОБСЕ, то Россия предлагает изменить название организации с тем, чтобы каждое из государств могло решить для себя, стоит ли вступать в новую международную структуру. По завершении Совета Лавров вышел к журналистам. Из сказанного им стало понятно, что стороны опять не договорились. Иными словами, реформы в очередной раз приторможены. "Нам лишь говорят, что в ОБСЕ все в целом нормально и не надо ее трогать", - пояснил он.

От идеи сильно "потрогать" ОБСЕ Россия все-таки не намерена отказываться. Лавров при этом в очередной раз подчеркнул, что "перемены в ОБСЕ очень медленно пробивают себе дорогу". К примеру, часть делегаций постарались заблокировать договоренности по разработке Устава ОБСЕ. После этого даже представители делегаций из западных государств, правда, с просьбой на них не ссылаться, заявили, что через два-три года ОБСЕ может просто перестать существовать. Согласен с такими прогнозами и Лавров, назвав их "вполне оправданными".

Для российских дипломатов остается не вполне понятной и процедура выбора следующей страны - председателя ОБСЕ. Известно, что на эту роль в 2009 году претендует Казахстан. Россия полностью поддержала кандидатуру Астаны. Однако из-за размытости процедуры до конца непонятно, насколько велики шансы Казахстана. Впрочем, Сергей Лавров по этому поводу пока не теряет оптимизма.

Тем временем возглавляемая заместителем госсекретаря США Николосом Бернсом американская делегация явно сознательно пропускала мимо ушей любые попытки российских дипломатов доказать собравшимся в Брюсселе острую необходимость в скорейшем начале реальных реформ ОБСЕ. Вместо этого Бернс постарался перевести разговор на иную, "ударную" для вашингтонских стратегов тему. "Все члены ОБСЕ должны воздержаться от провоцирования стабильности в соседних государствах", - заявил он, явно подразумевая отношения России с Молдавией и Грузией. Чтобы в этом ни у кого не оставалось сомнений, Бернс продолжил намекать: "Правительства должны расстаться и с идеей, что любое государство может сохранять свое военное присутствие в другом государстве против воли последнего". Правда, на открытые обвинения в адрес Москвы он так и не решился. А переход к этой теме в итоге оказался более чем скомканным, и, как ни старался Бернс, продолжения явно не получилось.

Кое-какие конкретные решения на совещании в бельгийской столице 55 делегаций все же смогли принять. К примеру, глава ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт, предложил провести в начале 2007 года конференцию по борьбе с контрабандой малых и легких вооружений, перебрасываемых воздушным путем. Тем самым члены ОБСЕ фактически откликнулись на одно из озвученных Сергеем Лавровым в понедельник предложений вернуться к наполнению "первой корзины" военно-политического измерения деятельности ОБСЕ. Впрочем, от брюссельской встречи, во всяком случае, российские дипломаты ждали куда более существенных результатов. Не дождались.