07.12.2006 04:00
    Поделиться

    Приватизация пришла в ядерный комплекс

    выходит ядерный комплекс страны

    Вчера Госдума приняла проект закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии..."

    Этот документ предполагает воссоздание единой, вертикально интегрированной холдинговой структуры под рабочим названием "Атомэнергопром". Всегда казалось, что подступаться к ядерному комплексу с "ножом приватизации" не только недопустимо, но и смертельно опасно. И вот - свершилось. После многолетних споров и дискуссий в первом чтении принят законопроект, который выводит этот огромный, высокотехнологичный комплекс страны из зоны "неприкасаемости", создает правовую основу для возрождения отрасли, которая последние полтора десятка лет считалась островком плановой экономики среди рыночных бурь. О том, что сулит реформа ядерной энергетики, "РГ" комментирует заместитель председателя Госдумы Юрий Волков, который курирует, в частности, вопросы законодательного обеспечения энергетического комплекса России.

    Российская газета | Юрий Николаевич, согласитесь, что уран, ядерный реактор в частных руках - звучит как-то непривычно? Не закладывает ли этот законопроект мину замедленного действия под ядерный щит страны?

    Юрий Волков | В данном случае различные "ужастики" на тему распродажи национального достояния совершенно неоправданны. Во-первых, по этому законопроекту ядерный комплекс разделяется на две составные части: гражданский и военный. Ядерный оружейный комплекс под действия данного закона не подпадает. Отдельным списком президента он остается вне сферы рыночного регулирования.

    Во-вторых, из мирного энергетического ядерного комплекса мы ничего не собираемся продавать, не планируем снять замки с ядерных хранилищ или открыть ворота АЭС. Стержневая идея документа заключается в том, чтобы собрать разбежавшиеся по волнам рынка все важнейшие производственно-технологические и научные звенья комплекса под одну крышу, обеспечить таким образом концентрацию ресурсов и управляемость отраслью и тем самым адаптировать ее к условиям рыночной экономики. Для этого придется акционировать все существующие под эгидой Росатома унитарные предприятия и ФГУПы, разрешить юридическим лицам, то есть фирмам со 100-процентным участием государства, работать с ядерными материалами, реакторными установками и продавать конечный продукт на открытом рынке.

    РГ | Кто будет определять эти фирмы?

    Волков | Перечень юридических лиц, которые получат такое право, будет определяться указом президента РФ. Все радиоактивные материалы и отходы подлежат госконтролю в виде специального реестра независимо от формы собственности. Иностранцы не смогут купить или получить в собственность российские уполномоченные компании по схемам банкротства.

    РГ | Но даже если удастся создать в короткие сроки единую управляющую структуру в "Атомэнергопроме", нужны ведь конкретные программы, приоритеты развития отрасли?

    Волков | В июне была принята правительственная программа развития атомной отрасли. Хотел бы выделить те направления роста атомной энергетики, которые не вызывают сомнения. Это продление срока службы действующих атомных энергоблоков до 40-50 лет, реновация атомных станций первого поколения и строительство новых мощностей. Бесспорно, все они обоснованы и наиболее понятны в плане наращивания энергетической мощи России.

    И все же перспектива сохранения мирового лидерства России в ядерной энергетике связана не только с количественными, а главным образом с качественными прорывами. Я имею в виду задачу скорейшего ввода в строй не имеющего аналогов в мире реактора на быстрых нейтронах БН-800.

    РГ | В чем его принципиальное отличие от существующих реакторов, работающих на дорогостоящем уране?

    Волков | Отличие в том, что он может использовать в качестве топлива природный уран, экс-оружейный плутоний и обедненное ядерное топливо, которого у нас скопилось слишком много. Здесь ключ к решению проблемы утилизации ОЯТ, проблемы нераспространения, а если говорить проще - защиты мирового сообщества от угрозы растаскивания радиоактивных материалов и их использования террористами. Одновременно решается задача обеспечить топливом ядерную энергетику на сотни лет вперед.

    В нынешнем году было возобновлено финансирование этого проекта. Работы по возведению реактора осуществляются на АЭС в Белоярске близ Екатеринбурга. Более того, могу вам сообщить до сих пор не озвученную информацию о том, что у нас уже есть хороший задел по созданию прототипа супермощного реактора БН-1800. На базе этих новейших реакторов, а также путем замены существующих водо-водяных реакторов на более мощные, ввода в строй АЭС малой и средней мощности в удаленных районах страны и должно начинаться системное развитие атомной отрасли.

    Поделиться