07.12.2006 03:00
    Поделиться

    Как тратили президентские миллионы школы Черноземья

    Школам преподали урок бюрократии за счет государственных грантов

    Похоже, что перипетии со школьными миллионами в Воронеже войдут в городскую историю повестью о том, как инновационным образовательным учреждениям, каждое из которых имеет свой банковский счет,  бухгалтерию, внебюджетные деньги и попечительские советы, то есть умеет распоряжаться суммами покрупнее одного миллиона рублей, не дали самостоятельно распорядиться финансами. Ни управление образования, ни управление Федерального казначейства не оказались готовыми к этой процедуре. Если уж необходимо контролировать и "помогать" тратить эти деньги, то почему своевременно не оказалось списка товаров и услуг, из которых директора школ могли  бы выбрать нужные?

    Директорам, твердо знающим, чем сегодня необходимо пополнить материальную базу для блага учебного процесса, пришлось по нескольку раз переделывать сметы, доказывать специалистам казначейства необходимость того или иного предмета, выбранного для покупки. Эти споры еще ранней осенью вышли за рамки дежурных, пришлось вмешиваться руководителю главного управления образованием Якову Львовичу, пояснять, что для реализации миллиона школам совсем не обязательно ограничиваться приобретением оборудования для кабинетов физики, химии, биологии по муниципальному заказу, как  им предлагалось для простоты дела. Суть в том, что большинство инновационных школ уже получили подобное оборудование по федеральным и другим программам, а насчет выигранного гранта у них совсем другие планы. Доходило порой до абсурда. Один из директоров, обрадовавшись, в первые же дни получил разрешение на приобретение копировальной техники. Но ему не позволили купить порошок к ксероксу. Он два месяца доказывал со счетом в руках в кабинетах очевидное, что без порошка аппарат бесполезен. Как будто с инопланетянами разговаривал…

    К 1 ноября директор инновационного образовательного комплекса Советского района Воронежа Николай Есин "освоил" 650 тысяч рублей (у остальных к тому времени мертвым грузом лежали на счетах по 700–800 тысяч рублей). Но и ему спокойно дойти до финиша не довелось – остановили, приказав вернуть часть приобретенного – телевизор, музыкальный центр и видеокамеру. 

    Директора рассказывают друг другу о том, как другому их коллеге  пришлось вернуть, кроме видеотехники, книги для библиотечного фонда.

    Отдельные истории приключились с теми директорами, кто попытался – заметьте, не нарушая запретов, – приобрести товары без конкурса в разрешенных пределах – до 60 тысяч рублей. Из разъяснения Минобрнауки РФ ясно, что приобретение товаров, работ и услуг на указанную сумму "федеральным законодательством не ограничено на региональном или муниципальном уровне". Однако некоторым школам вменили нарушение бюджетного законодательства. Почему?  По мнению самих директоров, они нарушили "интересы" службы муниципального заказа. Директора часто жалуются, что по линии муниципального заказа им поставляют оборудование по завышенным ценам и не лучшего качества. Поэтому они перестают доверять специалистам и фирмам, которые выигрывают на конкурсах права на поставки.

    "Странности" буквально преследовали директоров. Неоправданно долго в мэрии затягивали создание котировочной комиссии, через которую можно было приобретать товар на сумму до 250 тысяч рублей. У директоров есть выбор: либо приобретать товары через конкурсы (их надо ждать 30 дней и столько же уходит на работу с фирмой, получившей заказ), либо разместить заказ через запрос котировок цен на товары и услуги – этот путь более прозрачный,  понятный и выгодный. Поэтому школы ждали создания комиссии до последнего. То есть – до 1 ноября, когда стало известно, что котировочная комиссия не будет создана вообще, а все закупки пойдут только через муниципальный заказ. Иными словами, директорам не стоит беспокоиться – чиновники сами разберутся, кому что надо и сами купят по выгодной цене. И, выходит, напрасно готовили документы, напрасно нервничали из-за того, что деньги не тратились, покупки не приобретались, а  драгоценное время утекало? Им же первоначально поступило указание, чтобы все уложились с тратами миллиона до 15 октября! Это тоже вопрос, кому так необходимо было при не отлаженном процессе назначать укороченные сроки – по закону реализовать грант образовательные учреждения имели право до конца года.

    Однако в середине ноября чиновники мэрии вновь изменили "правила игры" – разрешили школам собирать справки и оформлять документы на проведение котировок. Комиссия была создана. Но радости директора уже не испытывали. Начинать все заново хуже нет – снимать заявки с конкурсных торгов, беспокоиться, найдутся ли три фирмы, желающие обеспечить школьные заявки, и так далее. Не удивительно, что иных директоров в итоге увозили "скорые" прямо с рабочих мест с гипертоническими кризами…

    Завершится вся нервотрепка 15 декабря. Пока не все школы смогли купить то, что разрешили. А еще надо успеть отчитаться: каждый директор несет персональную ответственность за расходование выигранного по национальному проекту миллиона. Но никто не собирается разделять ответственность за действия (или бездействие) мэрии, за так и не созданную вовремя котировочную комиссию, за потерянные месяцы.
     
    P.S.
    Ни в одной из 47 инновационных школ области не решились израсходовать часть денег из федерального гранта на повышение квалификации учителей. По словам директоров, связываться не захотели, предвидели, что  доказать необходимость командировочных расходов на обучение еще труднее, чем обосновать покупку порошка для копировального аппарата.

    Поделиться