Денис Кротко, житель Пролетарского района Ростовской области, служил в десантно-штурмовой бригаде в городе Камышине Волгоградской области. Сейчас он находится в нейрохирургическом отделении военного госпиталя СКВО в Ростове. Парень, отказавшийся подписать контракт, заплатил за это собственным здоровьем. Требование вступить в ряды профессиональных военнослужащих ему выдвинул контрактник - сержант Алексей Кудряшов. Денис отказался. Тогда Кудряшов начал бить его по голове, упавшего, добивать ногами. Солдат потерял сознание, и сержант бросил его. Нашли Дениса только утром, медики чудом спасли ему жизнь. Приговором военного суда Кудряшову назначено пять лет лишения свободы. Денис остался инвалидом и, скорее всего, никогда не сможет ходить.
Из того же Камышина сбежал другой ростовский паренек - Иван. Он не выдержал "уговоров" подписать контракт и пустился в самоволку. Его родственникам из части сообщили, что контракт он все-таки подписал и сбежал уже после этого. Иван доказывает, что подписал рапорт, а не сам контракт. Вместе с родителями Иван сам пришел в окружную военную прокуратуру. Сейчас он находится в военном госпитале. Пока не известно, будут его судить за дезертирство или ему удастся доказать, что покинуть часть его вынудили обстоятельства.
Родителям другого солдата - Дмитрия Оплетаева, пришлось нанимать адвоката, только тогда паренька, проходившего службу в Буденновске, оставили в покое. На самом деле Дмитрия должны были демобилизовать еще восемь месяцев назад. Добиваться этого пришлось с помощью обращения в военную прокуратуру Буденновского гарнизона.
В Комитете солдатских матерей Дона мы листаем журнал посещений. Едва ли не каждый третий посетитель жалуется на то, что его самого или его родственника заставляли подписать контракт. Всего за последние полтора года около 40 таких обращений. Не считая тех, что поступали в комитет по телефону.
- Военные, как всегда, понимают все буквально, - считает сопредседатель Комитета солдатских матерей Дона Светлана Ложкина. - Им поступил приказ укомплектовать армию контрактными военнослужащими, вот они и стараются.
- Ни разу такого не было, - сразу же открестился от проблемы помощник военного комиссара Ростовской области по правовым вопросам Эдуард Коробов. - Никто никогда по этому поводу не обращался.
Однако источник в военной прокуратуре, пожелавший остаться неизвестным, подтвердил, что, напротив, жалобы от военнослужащих поступали, и неоднократно. Особенно это актуально для Моздокского района.
Факты говорят сами за себя: в 2004 - 2005 годах в рамках федеральной целевой программы в СКВО были переведены на контрактный способ комплектования семь воинских частей общей численностью 20 тысяч человек, в 2006 году - уже 11 соединений и воинских частей СКВО. Несмотря на обилие рекламы: "А ты подписал контракт?", найти столько желающих служить по контракту невозможно. Вот с молчаливого поощрения вышестоящего начальства командование и занялось "воспитанием молодых бойцов".
Антона подписывать контракт никто не заставлял - он сам принял решение служить. В селе Песчанокопское Ростовской области работы не было, а служил парень в Таманской дивизии Московского военного округа, которая считается элитной. Однако через какое-то время от сына перестали поступать переводы, а вскоре он и сам попросил занять и прислать ему денег. Встревоженная мать отправилась в часть, где выяснила, что всю зарплату ее сына забирают два прапорщика. Более того, они поставили Антона на "счетчик", и теперь он был должен им все время. За последние десять месяцев Антон ничего не заработал, еще и подвергался постоянному психологическому и физическому давлению.
Когда речь шла о переводе российской армии на контрактную основу, ни у кого не вызывало сомнений, что делается это прежде всего, чтобы избавиться от дедовщины. Однако пока что это уродливое явление продолжает процветать.
Подполковник Андрей Оборский провел социологическое исследование и на основе полученных данных составил обобщенный портрет контрактника (размещен на сайте Министерства обороны РФ). Его данные говорят о том, что служить стремятся те, кто менее устроен в жизни: представители малообеспеченных слоев населения, имеющих относительно невысокий уровень образования и доходов.
СОВЕТ ЮРИСТА
Сергей Артюхов, ЗАВЕДУЮЩИЙ ФИЛИАЛОМ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ:
- Военнослужащий не может избежать подписания контракта, иначе ему спокойно дослужить все равно не дадут. Самое лучшее: подписать контракт, дослужить положенные два года, затем разорвать его. Делать это нужно за месяц до окончания службы, то есть на 23 - 24-й месяц пребывания в армии. Солдат должен написать рапорт на имя командира части, с которым заключен контракт, в двух экземплярах, с формулировкой "Прошу уволить меня в связи с нежеланием служить. Согласен на увольнение в связи с невыполнением условий контракта". Приложить к одному экземпляру копию контракта (обязательно! Иначе ему могут сказать, что контракт утерян) и указать в рапорте, что приложена копия. Этот экземпляр сдается в строевой отдел, где ему должны присвоить номер, написать дату и кем подан, в общем, оформить как входящий документ. И не стоит оставлять его, если говорят: "Командира пока нет, потом подпишет", его должны зарегистрировать при вас и занести данные в журнал, который имеет потрепанный вид, а не в новенькую тетрадочку. Военнослужащего, не желающего продолжить службу по контракту, обязаны уволить. В течение трех суток после получения рапорта командование должно дать ответ. Если ответ не поступил в течение недели, то можно обратиться в военную прокуратуру либо в суд. Заявление в прокуратуру подается точно так же, один экземпляр остается на руках. Если рапорт подан по форме, тогда никуда командование не денется - придется уволить. В крайнем случае можно позвонить по "горячим" номерам окружной или главной военной прокуратуры. Я с уверенностью на 99 процентов могу сказать, что реакция на такой звонок произойдет сразу, и командование никто покрывать не станет.
Недавно в Ростове-на-Дону прошло заседание военного совета Северо-Кавказского военного округа. Как сообщил командующий войсками СКВО Александр Баранов, в 2007 году планируется перевести на контрактный способ комплектования еще четыре воинские части и соединения Северо-Кавказского военного округа, чтобы укомплектовать его контрактниками на 70 процентов. Значит, забривание в солдаты продолжится.