Экс-глава Чили умер неосужденным

Дряхлый старик, с трудом передвигающийся в инвалидном кресле, окруженный родней - таким 90-летний Пиночет останется в памяти современного поколения. Но именно этот человек не дал Чили превратиться в страну "развитого популизма", которая, останься у власти левые, несомненно стала бы страной, схожей с современной Венесуэлой.

Будущий чилийский лидер родился в многодетной семье. Он закончил военное училище и получил по тем временам весьма "лестное" назначение - в военную миссию США. Из чего можно сделать вывод - учился Пиночет неплохо. Однако очень скоро он покинул состав военной миссии и стал преподавателем в Военной академии Киото в Эквадоре.

Вернувшись на родину в 1959 году, Пиночет получил генеральские погоны и через пять лет стал вице-директором военной академии.

Надо отдать ему должное - военная карьера будущего чилийского лидера развивалась на редкость успешно. К 1971 году генерал Пиночет возглавил гарнизон Сантьяго. После прихода к власти президента Сальвадора Альенде он занял пост исполняющего главнокомандующего сухопутными силами. Видимо, на том этапе Альенде вполне доверял генералу и считал его своим единомышленником. Или во всяком случае не видел в нем серьезной угрозы для действующей власти. В противном случае столь серьезный пост в армии вряд ли достался бы Пиночету.

Но Альенде ошибся. Как говорят сегодня эксперты, военный переворот, который произошел 11 сентября 1973 года в Чили, не был мятежом гарнизонного типа.

И представлял хорошо спланированную войсковую операцию, во главе которой стоял Пиночет. А еще через полгода в Чили был принят декрет-закон "О юридическом статусе правящей хунты", где генерал был провозглашен верховным носителем власти.

Это решение стало отправной точкой для разработки специального плана, получившего название "Проект Андреа", который предусматривал уничтожение политических противников режима. В том числе тех, кто к этому времени жил за рубежом. Первой жертвой стал бывший начальник Пиночета, который, собственно, и привел генерала к вершинам власти - генерал Карлос Пратс, иммигрировавший к тому времени в Аргентину. Его взорвали вместе с женой в автомобиле. С этого времени в Чили началась охота за политическими противниками диктатуры. Когда в 1998 году Пиночета неожиданно для многих арестовали в Лондоне, куда он прибыл на лечение, чилийские следователи переслали в столицу Великобритании досье из 366 страниц, где содержались данные по 90 случаям убийств и пыток во времена хунты. Но британцы не стали судить престарелого генерала и, сославшись на слабое состояние здоровья отставного правителя, отпустили его восвояси.

С тех пор на Чили не прекращались попытки посадить Пиночета. Судебные дела возникали одно за другим. Причем обвинение основывалось не только на попытках привлечь генерала к суду за убийство в годы его правления по политическим мотивам более трех тысяч чилийцев, но и за якобы имевшие факты коррупции со стороны Пиночета и членов его семьи.

Тем не менее бывшему главе государства каждый раз удавалось "выходить сухим из воды". Поскольку судебные споры велись главным образом не столько вокруг существа дела, а лишь по поводу способен ли тот отвечать за свои действия в столь преклонном возрасте. В 2001 году апелляционный суд Чили решил, что Пиночет нездоров и не может отвечать по обвинению в убийствах. В итоге следствие было прекращено, а генералу с легкой руки медиков поставили диагноз - легкое слабоумие.

Однако противники Пиночета не сдались. Они стали наносить удары по близким экс-главы Чили, которых, возможно, справедливо обвиняли в коррупции. Так под арестом оказалась супруга Пиночета Лусия Ириарт и ее четверо детей. Их обвинили в уклонении от уплаты налогов, использовании фальшивых документов и сокрытии доходов. Правда, затем родственников Пиночета все же освободили под залог.

Слухи о секретных счетах генерала до сих пор будоражат чилийское общество. Говорят о 1000 золотых слитков, якобы найденных в одном из гонконгских банков, и сотнях миллионов долларов, скрытых в финансовых учреждениях Швейцарии и США. Однако в налоговых службах Чили претензии к семье генерала оценивают скромнее: семья Пиночета должна заплатить налоги лишь с 17 миллионов долларов. Вообще же сам экс-глава Чили всегда отвергал обвинения в мошенничестве и называл суммы на своих счетах личными "сбережениями".

Кем был Пиночет для своей страны и для мира? Злодеем, который ушел из жизни раньше, чем его удалось осудить, или человеком, благодаря которому произошел экономический расцвет Чили, рассудит история. Одно очевидно - он ушел неосужденным. А значит, по крайней мере формально невиновным человеком.