12.12.2006 03:00
    Поделиться

    Падение доллара для малоимущих страшнее дефолта, считает Евгений Гонтмахер

    Для малоимущих граждан падение американской валюты так же страшно, как дефолт 1998 года

    Как известно, у нас менее половины семей имеют сбережения. Точнее - сбережения в финансовых учреждениях: банках, паевых и негосударственных пенсионных фондах и т.п. Еще у четверти наших сограждан деньги хранятся дома. Это, как правило, пожилые люди, которые ценой скрупулезной экономии из своих скромных доходов накопили несколько сотен долларов на "черный день" (например, на случай поломки дорогостоящего предмета - телевизора или холодильника, на собственные похороны). Пертурбации 90-х годов научили их, что самые надежные бумаги - именно зеленого цвета. И это было оправданно до момента, когда доллар достиг отметки 31 рубля.

    Что делать сейчас? Поставим себя на место пенсионера, который испытал на себе все прелести павловской денежной реформы, обесценение вкладов января 1992 и августа 1998 годов. Менять доллары на евро? Многие не понимают, что это за "зверь". На рубли? А вдруг все внезапно обвалится, будет еще один дефолт? Несмотря на нелюбовь к Америке, наш обыватель в глубине души убежден, что эта страна свою валюту в обиду не даст. Читать статьи высоколобых комментаторов, рекомендующих "на ближайший месяц выгодно разбить сбережения на две части: одну разместить в евро, вторую - в рублях", а через месяц рекомендующих снова вернуться к долларовым вкладам? Голову сломаешь, запутаешься. При этом надо помнить, что для малообеспеченных людей самыми доступными источниками информации является телевизор, к новостям из которого тоже доверия мало, да "сарафанное радио". Покупка газет и тем более специализированных журналов - недоступная роскошь.

    За последний месяц каждая тысяча долларов потеряла тысячу рублей

    Если посмотреть на наше общество не как на статистическую абстракцию, а как на общежитие десятков миллионов живых людей, то не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: многие наши сограждане находятся в состоянии паники. Только за последний месяц каждая тысяча долларов потеряла тысячу рублей! Конечно, для иных это стоимость ужина в ресторане при свечах, но для других - это очень большие деньги. Фактически мы вползаем в дефолт, который нацелен прежде всего на тех, у кого с деньгами плохо.

    Мне представляется, что государство не может делать вид, что ничего не происходит. Во-первых, надо публично признать, что такая - именно социальная - проблема у нас есть. Во-вторых, надо предложить людям помощь. Например, разослать вместе с очередной пенсией доступную информацию о том, что можно сделать.

    Предложить можно многое. Например, наиболее надежные и известные банки могли бы открывать специальные вклады для этих денег (не более 1000 долларов на человека) с плавающей доходностью, позволяющей хотя бы компенсировать потери от обесценения рубля. Если это банкам окажется невыгодным, то убытки вполне могли бы быть компенсированы Центральным банком, проводящим политику укрепления рубля, или, на крайний случай, федеральным бюджетом.

    Страховое сообщество может предложить в обмен на эти сбережения страхование таких рисков, как выход из строя бытовой техники или необходимость оплаты ритуальных услуг.

    А государство могло бы, со своей стороны, вернуться к реальной, а не декоративной компенсации вкладов, утерянных в январе 1992 года. И начать можно было бы с самых социально незащищенных - наших стариков. Они получили по одной тысяче рублей в рамках "предварительного" покрытия долга перед ними. Так может быть пора продолжить? И не надо пугаться триллионов рублей, которые якобы понадобятся.

    Во-первых, большая часть тогдашних вкладчиков свои сберкнижки потеряли. Во-вторых, поработать надо в первую очередь с теми, кто самые нуждающиеся. Кстати, наверняка их тогдашние сбережения были очень небольшими. В-третьих, можно было бы подумать о том, чтобы в рамках общей программы повышения пенсий (которую - хотим или не хотим - придется разработать) предусмотреть специальные надбавки к базовой части пенсии для тех, кто легализует (принесет в финансовое учреждение) свои подматрасные сбережения.

    И главное - вся эта работа должна всколыхнуть общество, сплотить его не вокруг абстрактных фраз о нашем светлом великодержавном будущем. Демократия в действии - это когда самые разные силы (в нашем случае банки, страховые компании, правительство вместе с Государственной Думой, экспертное сообщество, НКО) вместе решают конкретную проблему, больно ударяющую по десяткам миллионов наших сограждан.

    К сожалению, точек, требующих общественного вмешательства, у нас более чем достаточно. Назову только некоторые, самые болезненные.

    Это детское неблагополучие, с существованием которого мы, кажется, уже свыклись.

    Это положение инвалидов, резко ухудшившееся после принятия 122-го закона, о чем люди с ограниченными возможностями пытаются нам, здоровым, сказать, а мы равнодушно проходим мимо.

    Это нищенское положение тех, кто, несмотря ни на что, нас лечит и учит наших детей. Да, в здравоохранении и образовании запущены приоритетные национальные проекты. Но они заведомо не рассчитаны на решение всех проблем в этих сферах.

    Это когда только 18 российских регионов из 88 являются донорами федерального бюджета и лишь 3 процента муниципалитетов имеют доходную базу, достаточную для исполнения своих обязательств перед населением.

    Если Россия хочет иметь будущее, зависящее прежде всего от нее самой, то этот список должен становиться все короче и короче. Это будет верным признаком нашего выздоровления.

    Тем временем, на российском валютном рынке неделя началась с мощной контратаки доллара. Американская валюта, которая подросла в пятницу на 4 копейки, вчера прибавила в весе еще 6 копеек, повысившись до полуторанедельного максимума - почти до 26,30 рубля. Таким образом, доллар продолжает восстанавливать утраченные в конце ноября - начале декабря позиции.

    Однако наверстать потерянное в 2006 году доллару будет трудновато - ведь он сжался за год более чем на 2,50 рубля. Да и никто из экспертов не пророчит американской валюте повышения до уровня 28,84 рубля - конца 2005 года. Но теперь уже мало кто из аналитиков утверждает, что доллар может в скором времени опуститься ниже отметки в 26 рублей.

    На мировом валютном рынке евро, поднимавшийся на прошедшей неделе до 1,337 доллара - максимума с марта 2005 года, наконец-то отступил. По мнению аналитиков, причиной снижения евро послужили разговоры о том, что Европейский центробанк готовит интервенцию на рынке против роста своей валюты, который мешает конкурентоспособности европейских товаров. Правда, эти слухи не подтвердились, но чувство неуверенности у покупателей евро осталось. Кроме того, данные по рынку труда США, вышедшие в пятницу, оказались позитивными.

    Поделиться