Новости

12.12.2006 03:04
Рубрика: Власть

Регламенты или стандарты

Каким быть Федеральному закону "О техническом регулировании"
Текст: Моисей Гельман (главный редактор газеты "Промышленные ведомости", кандидат технических наук)

Например, основополагающее понятие Закона "безопасность" трактуется как состояние объекта. На самом же деле безопасность - это свойство, выражаемое вероятностными характеристиками. Отсюда и ошибочность распространения норм безопасности на многие объекты, в том числе являющиеся виртуальными или относящиеся к совершенно другим сферам права, никак не связанным с нормированием характеристик продукции. Причем нормы безопасности регламентируются Законом даже для политики, что совершенно абсурдно. К тому же правовое регулирование (нормирование) характеристик объектов вопреки Закону - отнюдь не синоним технического регулирования.

Со вступлением Закона в силу перестала действовать как обязательная для применения большая часть нормативно-технической базы страны, насчитывавшая около 170 000 документов, а взамен за 3,5 года принят всего один. Разработка новых законодательных актов - технических регламентов оказалась невозможной ввиду их надуманности и порочности самого Закона. К 2010 году, когда завершится переходный период, отпущенный на принятие техрегламентов, российская экономика останется без нормативно-технических документов и в ней начнется хаос. Его признаки наблюдаются уже сегодня. Так что попытки реформировать эту сферу потерпели крах. Причем сам Закон не имеет аналогов в мире. И хотя его апологеты декларировали необходимость равняться в этом деле на Запад, они не удосужились хотя бы ознакомиться с тем, к чему призывали.

Это очевидно для всех специалистов в различных отраслях экономики, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в специализированных изданиях. Поэтому неспроста председатель правительства РФ Михаил Фрадков при обсуждении исполнения Закона в апреле 2006 года констатировал:

"Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 году, когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне".

Для предотвращения хаоса в экономике страны действие Закона необходимо приостановить, одновременно восстановив действие отмененных законов "О стандартизации" и "О сертификации". Иначе возникнет правовой вакуум. Сам Закон требуется концептуально изменить, сформулировав его цель. Целью новой версии Закона должно быть установление общих требований к качеству, в том числе безопасности продукции (зданий, сооружений), а также условий правоприменения - обязательного или добровольного - нормативно-технических документов, регламентирующих нормы качества продукции и ее сертификации. Для отдельных групп продукции должны быть оговорены рамочные требования к ее качеству, в том числе безопасности, в специальных законах, гармонизированных с соответствующими директивами ЕС. Эти требования должны также обеспечивать выполнение норм действующего законодательства.

Таким образом, нормативно-техническая база страны получит не достававшую ей правоприменительную надстройку, из чего следует новое название Закона: "О правовом регулировании (нормировании) характеристик продукции и правоприменении нормативно-технических документов по ее производству, стандартизации и сертификации".

Специальные рамочные акты должны именоваться законами о нормировании показателей качества соответствующих видов продукции. При этом термин "технический регламент" должен быть исключен, так как он имеет совсем иной смысл - "обслуживание техники". Одновременно с разработкой новой версии Закона необходимо срочно скорректировать законы "О стандартизации" и "О сертификации" и начать корректировку нормативно-технических документов, в том числе с целью их гармонизации с зарубежными, учитывая наши национальные интересы.

Учитывая общенациональный характер правоприменения нормативно-технической базы, координацию ее ведения и разработки документов и их утверждение, а также контроль за стандартизацией и сертификацией продукции целесообразно возложить на специальный федеральный орган с функциями бывшего Госстандарта.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Макроэкономика Реформа технического регулирования
Добавьте RG.RU 
в избранные источники