Новости

12.12.2006 03:59
Рубрика: Экономика

Тратить или не тратить?

Кого государство может поддержать "стабилизационными" деньгами

Стабилизационный фонд Российской Федерации был основан в январе 2004 года. Его цель - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также сдерживание роста денежной массы в случае заметного повышения стоимости "черного золота".

Средства данного фонда аккумулируются и сегодня, несмотря на их частичный расход в целях осуществления выплат по внешнему долгу, и представляют собой немалый объем - более 2 триллионов рублей (на ноябрь 2006 года). В этой связи особенно актуальным становится вопрос, как распорядиться накопившейся суммой? О существующих вариантах и мнениях экспертов рассказывает президент-председатель Совета директоров Закрытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк "Межрегиональный инвестиционный банк" (ЗАО АКБ "МИБ") Вадим ВОЛКОВ.

Величина фонда, установленная правительством для страховки бюджета на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, составляет 500 миллиардов рублей. Если накопленный объем превышает этот уровень, то, согласно нормам законодательства, дополнительные средства можно использовать в иных целях.

Между тем, размер Стабилизационного фонда превысил установленный порог уже на начало 2005 года, а нынешние цифры и вовсе оставили эти границы далеко позади. Однако денежные власти отнюдь не спешат расстаться с излишками средств и направить их в экономику. Среди всего множества факторов главная причина этого проста и почти банальна - инфляция, на поприще борьбы с которой было сломано немало копий.

Сегодня становится все более очевидным, что попытки снижения роста уровня инфляции традиционными методами не дают желаемых результатов. Более того, они все больше становятся проблемой для российской промышленности, которая в последние пару лет едва начала "вставать на ноги". Поэтому сегодня, несмотря на инфляционные риски, вопрос частичного расходования Стабилизационного фонда и эффективного управления оставшейся частью становится все более насущным.

Если говорить о мировой практике, то создание стабилизационных фондов - явление не тривиальное, но и не уникальное. Сегодня более 10 стран используют данный бюджетный инструмент. Наиболее успешными являются стабфонды таких стран, как Венесуэла, Кувейт, Оман и Норвегия. Как и в России, основной источник средств для данных фондов - доходы от экспорта нефти.

Среди различных вариантов построения и управления такими фондами наиболее близкий к российскому - норвежский вариант. Существует мнение, что российский Стабфонд, собственно, и создавался на примере норвежского. Стабфонд Норвегии - иначе говоря, Государственный пенсионный фонд Норвегии и бывший Нефтяной фонд, был образован еще в 1990 году и сегодня является одним из самых крупных в мире: его объем на ноябрь 2006 года превышает 265 миллиардов долларов. Очевидно, что инвестирование такой суммы средств может принести немалый доход, поэтому было принято решение о вложении средств фонда в зарубежные активы.

Однако нельзя не отметить, что экономическая ситуация двух стран в ряде аспектов разнится существенно. Та же пресловутая инфляция в Норвегии сегодня - около 1 процента; в последние несколько лет она не превышала двухпроцентный уровень. Другое немаловажное отличие - социальная сфера. Экономика Норвегии совершенно отчетливо является социально ориентированной; к примеру, минимальный размер оплаты труда в день выше, чем в России за месяц.

Согласно мировой практике, накопительные фонды можно разделить условно на три группы: непосредственно стабфонды, фонды будущих поколений и бюджетные резервные фонды. Когда в России разрабатывался проект будущего фонда, то рассматривались все варианты. Наиболее предпочтительными оказались Стабфонд и Фонд будущих поколений. Однако выяснилось, что последний в России пока не может быть реализован из-за незавершенности бюджетных реформ и высокого объема внешнего долга, лежащего на ответственности российской экономики. В связи с этим и было принято решение создать Стабфонд РФ.

Итак, Стабилизационный фонд Российской Федерации, как уже говорилось, был основан в январе 2004 года и составлял 106 миллиардов рублей. Эта сумма быстро росла, и очень скоро вопрос управления средствами фонда стал более чем насущным. Между тем, заметные сдвиги произошли лишь весной текущего года. Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. N 229 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации" управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами: путем приобретения иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и ее размещения на открытых в Центральном банке РФ банковских счетах; путем приобретения долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства фонда.

Этим же летом минфин приступил к размещению Стабфонда на внешних рынках. Часть средств фонда была размещена на депозите в Центробанке в соотношении: 45 процентов - в долларах США, 45 процентов - в евро, 10 процентов - в фунтах стерлингов. Предполагается, что следующим шагом станет их вложение в высоколиквидные активы иностранных государств, в первую очередь стран Евросоюза и США.

Сегодня все чаще говорится о том, что сама концепция фонда должна быть изменена. Так, по мнению президента РФ В. Путина, "необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема (Фонд будущих поколений)".

Здесь уместно несколько подробнее остановиться на самой концепции фонда будущих поколений. Так, если цель создания стабфонда - поддержание баланса между расходами и доходами государственного бюджета, то у фонда будущих поколений иные ориентиры. Он рассчитан на сбережение части доходов от невозобновляемых ресурсов для того, чтобы использовать эти средства после того, как полезные ископаемые будут преимущественно исчерпаны. Минфин уже в ближайшем будущем планирует представить подробную концепцию данного фонда.

Действительно, сегодня те преграды, которые препятствовали созданию фонда будущих поколений три года назад, почти исчезли. Внешние долги практически полностью выплачены, проведен ряд законодательных изменений. Осталось разве что определить, какую часть накопленных средств направить на эти цели. Эксперты здесь существенно расходятся во мнении - фонд может составить от считанных процентов до львиной доли Стабфонда.

Пока в данном вопросе остается еще слишком много неизвестного. Насколько широк перечень финансовых инструментов, в которые можно вкладывать средства фонда? На какой срок будет он рассчитан? Однако многие экономисты и политики сегодня призывают использовать часть Стабфонда для инвестиций в развитие социальной сферы и технологическую модернизацию российской промышленности.

Так, в частности, предполагается, что деньги будут потрачены на строительство дорог, развитие транспорта, восстановление ЖКХ - одним словом, тех сфер, которые не могут эффективно развиваться на средства частных инвесторов и требуют серьезной поддержки государства. В их числе также здравоохранение, образование - отрасли, о реформе и развитии которых сегодня говорят очень много.

В не меньшей степени в ресурсах нуждается российская промышленность: в стране по-прежнему преобладают добывающие отрасли, в то время как отличительной чертой развитой экономики является приоритет обрабатывающих отраслей. Чтобы получить так необходимые дополнительные денежные ресурсы, промышленным предприятиям придется произвести точное технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов. При правильном распределении денежных ресурсов Стабфонда можно надеяться, что Россия из экспортера нефти станет экспортером продукции, а российская экономика перейдет на качественно новый этап.

Здесь следует отметить еще один очень важный момент. Вложения средств в экономику должны быть высокоэффективными и приводить к существенному росту ВВП (в разы). Это, с одной стороны, приведет к развитию экономики в целом и повышению благосостояния населения, а с другой, как показывает опыт развития китайской экономики, при быстром росте ВВП одновременно подавляется инфляция.

Впрочем, пока использование Стабфонда - вопрос завтрашнего дня. Однако это вовсе не означает, что отечественные предприятия не имеют возможности развиваться. Отечественная банковская система сегодня вышла на тот уровень развития, когда объем предлагаемых ресурсов и снизившиеся процентные ставки позволяют предприятиям осуществлять на заемные средства весьма крупные проекты в самых разных сферах.

Один из банков, сконцентрировавших свою работу на промышленном секторе, - Межрегиональный инвестиционный банк. Знание специфики функционирования предприятий ОПК, достаточная ресурсная база, а также способность представить предлагаемые услуги таким образом, чтобы они оптимально соответствовали потребностям клиентов, - вот те преимущества, на которых базируется работа ЗАО АКБ "МИБ" и которые обеспечивают постоянное расширение клиентской базы Банка. Большинство клиентов Банка, в числе которых ФГУП "Рособоронэкспорт", ГПВО "Тяжпромэкспорт", ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения" и многие другие, являются предприятиями стратегически важных отраслей.

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что сегодня вопрос о распределении средств Стабфонда РФ по-прежнему остается открытым, можно с уверенностью говорить о том, что высокое внимание к нему со стороны денежных властей и активное обсуждение проблемы ведущими экономистами в конечном итоге позволят использовать средства максимально эффективно. А именно - на развитие отечественной экономики и повышение благосостояния граждан страны.

Экономика Финансы Инвестиции Правительство Минфин Стабилизационные фонды
Добавьте RG.RU 
в избранные источники