Завод в Пензе будет уже четвертым по счету в России. Уже есть успешный опыт работы. Выступая на этой встрече, начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, генерал-лейтенант Валерий Капашин, подчеркнул, что один из первых заводов в поселке Горный, что в Саратовской области, уже закончил свою работу по уничтожению боевых отравляющих веществ и сейчас готовится к перепрофилированию. За все время его деятельности (как и на двух других) ни ведомственный, ни государственный и ни международный контроль не зафиксировали ни одного случая попадания в атмосферу каких-либо вредных для человека веществ. И потому и у пензяков не должно быть абсолютно никаких оснований для каких-либо волнений.
Небольшая особенность: завод под Пензой станет первым предприятием, которое будет построено только на деньги российского бюджета. В сооружении первых объектов по УХО принимали участие страны Евросоюза и Швейцария. Но практика показала, что, хотя в этих случаях и экономится часть средств, поскольку не нужно тратиться на некоторое оборудование, которое поставляют иностранцы, все-таки лучше обходиться возможностями отечественных предприятий. Во-первых, при иностранной помощи, если из строя выходит какая-то даже самая малюсенькая деталь, ее нужно заказывать у далеких поставщиков и терять длительное время в ожидании доставки. Во-вторых, зачем поддерживать иностранных производителей, когда российские предприятия в состоянии выполнить любой заказ, связанный с уничтожением химического оружия?
Такие заказы - это, соответственно, и сохранение, а то и увеличение рабочих мест, и дополнительные налоги, и, что очень важно, освоение в ходе производства такого оборудования современных высоких технологий. А это тем более важно, что российские технологии на сегодняшний день - самые лучшие в мире. Этот факт уже признан мировым научным сообществом. И потому нельзя исключать тот факт, что даже США, где под натиском "зеленых" прекращено уничтожением химического оружия путем сжигания, поскольку это приводит к большому появлению в атмосфере диоксинов, по сути, своей являющихся теми же отравляющими веществами, будут вынуждены заказывать оборудование именно в нашей стране.
Именно о современных технологиях УХО рассказывал участникам встречи заместитель генерального директора ФГУП "Государственный НИИ органической химии и технологии" Валерий Демидюк.
- Первыми к ликвидации своих арсеналов с химоружием приступили американцы. И в силу своего менталитета пошли по простейшему пути. Они стали просто его сжигать на одном из безлюдных атоллов.
Российские ученые пошли по другому пути. Они стали искать технологии, которые позволили бы вести уничтожение химоружия путем обезвреживания и нейтрализации отравляющих веществ. И не только нашли, но и предложили проект уникального завода. И такой завод был построен в 1989 году в городе Чапаевске. Этому заводу просто не повезло. Он начинал строиться в одних, а завершение строительства происходило в совершенно других социально-политических условиях. Но там против начала его эксплуатации началось массовое движение местных и не только местных жителей. И хотя у них не нашлось никаких убедительных аргументов опасности этого предприятия, тогдашнее руководство страны решило отказаться от своих планов. И современнейший завод, что называется с иголочки, был перепрофилирован в учебный центр. А многие миллионы рублей народных средств, истраченные на его строительство и оборудование, в результате были выброшены на ветер.
Корреспондент "РГ" в то время не раз бывал в Чапаевске и своими глазами видел те события, что разворачивались вокруг завода, когда рядом с ним бушевали митинги, собиравшие до 20 тысяч участников. И не раз на этих митингах видел не только жителей области, но и тех, кто какими-то неведомыми путями проник в закрытый тогда город из совсем недружественных государств. И видел все то абсолютное бессилие представителей, как центральной, так и местной власти, которые двух слов не могли связать в ответ на якобы убедительные, но явно фальшивые и бездоказательные аргументы заказных противников завода. Именно отсутствие у тогдашних партийных и советских чиновников способностей к убедительной полемике и игнорирование законов, как бы теперь сказали, пиара, в первую очередь и привело к столь плачевным результатам. Тогда практически все СМИ мира называли остановку завода победой зарождающейся демократии. На самом же деле это было одно из самых крупных поражений в истории как нашей страны, так и в истории той самой демократии.
Неудача с Чапаевским заводом на долгие годы и затормозила процесс уничтожения химического оружия в нашей стране. Он возобновился, по словам Валерия Демидюка, только тогда, когда окончательно стало ясно, что хранить боеприпасы с отравляющими веществами куда опаснее, чем уничтожать их в соответствии с достижениями современной науки. Кстати, по данным ученых США, риск от их хранения в несколько степеней выше, чем от уничтожения. И тогда среди российских научных организаций был объявлен конкурс на создание технологий по уничтожению фосфорорганических соединений, являющихся основой отравляющих веществ. Оценка этих технологий шла аж по 130 параметрам. Прежде всего, ставилась задача создать полностью безотходные и абсолютно замкнутые технологии уничтожения без каких-либо даже малейших выбросов в атмосферу. И они были созданы.
Функционирование завода в Горном показало абсолютную надежность и безопасность отечественных технологий. За три года его работы на 90 постах отбора проб воздуха было взято 100 тысяч проб. Ни в одной из них не оказалось даже малейших признаков отравляющих веществ, что подтверждено не только нашими, но в первую очередь международными инспекторами. Нет ОВ и в воздухе Камбарки и Марадыковского, что тоже вынуждены признать те же иностранные эксперты и наблюдатели.
Но уничтожение химического оружия не только полностью ликвидирует потенциальную опасность арсеналов с химическими боеприпасами для жителей, проживающих вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия. К примеру, пензенский арсенал авиабомб со смертельной начинкой расположен всего лишь в 16 километрах от областного центра. В непосредственной близости от него в трех населенных пунктах живет около шести тысяч человек. Десять процентов общей сметной стоимости завода должно быть направлено на развитие социальной сферы. А это составляет миллиард 31 миллион рублей. В результате помимо поликлинического консультативно-диагностического центра (ПКДЦ), о котором уже говорилось выше, и школы на 360 мест, которые уже есть, все три поселения будут газифицированы и телефонизированы. Везде появится водопровод и канализация. И даже качественные дороги.
Заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Вячеслав Рогожников в своем выступлении особо остановился на том, как организовано медицинское обслуживание населения, живущее в непосредственной близости от объектов уничтожения химического оружия.
- Обследование жителей, - отметил он, - начинается еще до начала работы заводов, чтобы иметь своеобразную точку отсчета. Для этого в таких регионах и сооружаются ПКДЦ, которые оборудованы не хуже, а зачастую и лучше, чем подобные учреждения даже в областных центрах страны, не говоря уже о райбольницах. И потом, обследование людей проводится ежегодно. Практика показывает, что в регионах, где уже действуют такие объекты, состояние здоровья людей не только не ухудшается, а, наоборот, улучшается, так как сплошная диспансеризация позволяет выявлять различные заболевания на самой ранней стадии и своевременно их вылечить или купировать.
Это доказывает, кстати, и пример все того же Горного, где за время работы завода снизились заболеваемость и смертность, а рождаемость повысилась. Все лечебные процедуры в таких центрах предоставляются бесплатно. А если вдруг тому или иному человеку потребуется более серьезное лечение, то опять же бесплатно он будет направлен в одну из двух клиник России, которые находятся в ведении этого медико-биологического агентства.
- У меня нет никаких сомнений в том, что от строительства завода в Леонидовке, пуск которого запланирован на 2008 год, нашему региону не только не будет причинен какой-то вред, но и будет огромная польза, - вступает в разговор заместитель председателя правительства Пензенской области Николай Ащеулов. - Здесь уже многое говорилось о тех двадцати объектах социальной инфраструктуры, которые уже строятся и еще будут построены для жителей, оказавшихся в зоне защитных мероприятий. Я же хочу добавить к этому перечню еще и то, что на другой берег Суры благодаря строительству завода по уничтожению химического оружия будет переброшен уникальный путепровод, что позволит без особых проблем долгие годы развиваться на правом берегу Суры и самому областному центру. На строительство такого моста отпущено четыре года, но мы планируем сдать его на год раньше и приурочить к пуску в эксплуатацию самого завода. Кроме того, благодаря заводу появятся новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет. А после завершения его работы мы сможем организовать на освободившихся площадях завод по переработке твердых бытовых отходов, который очень нужен нашему региону. Кроме того, жителям области останется и жилой городок, который будет построен для заводских специалистов и освободится после их отъезда. И хочу еще добавить, что строить завод будет Спецстрой России, которым командует генерал армии, уроженец Пензенской области и ее почетный гражданин Николай Аброськин. А этот земляк нас никогда не подводил и не подведет и на этот раз.