В Перми предлагают ввести цензуру в СМИ на использование "языка вражды"

Вчера в Перми прошла общественная дискуссия, главной темой которой стала проблема некорректных высказываний в адрес представителей этнических и религиозных групп в СМИ и на бытовом уровне. В мероприятии приняли участие представители общественных организаций, а также журналисты из Перми, Москвы и Санкт-Петербурга.

По словам специалиста информационно-аналитического центра «Сова» Галины Кожевниковой, в результате проведенных на территории России исследований выяснилось, что Пермь – это один из немногих регионов в России, в работе СМИ которого практически не встречаются случаи использования «языка вражды». В отличие от наших печатных изданий журналисты федерального уровня, по мнению социологов, не всегда демонстрируют адекватную реакцию на ситуации, связанные с межнациональными конфликтами.

В то же время, как отметила Галина Кожевникова, в последнее время на всей территории страны наблюдается «активная тенденция маневрирования «языка вражды». По данным специалиста, журналисты некоторых СМИ, осознав возможную ответственность за открытое проявление ксенофобии, теперь стараются действовать более завуалированно и вместо слов «кавказец» или «чужой», используют термин «мигрант», но в таком же негативном контексте.

– Эта проблема будет существовать до тех пор, пока у прессы будет желание иметь «нечто» в качестве объекта нападения, – считает аналитик центра экстремальной журналистики Михаил Мельников. – А что касается «языка вражды», то он возникает из желания уничтожить оппонента любыми возможными способами.

Это относится не только к представителям СМИ, но и к общественности в целом, которая в последнее время все чаще выражает свою антипатию с применением физической силы.

Как считает председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев, «ксенофобия – это явление вечное». И насилие прямо пропорционально объемам миграции. Пермь в этом смысле наименее мигрантоемкий регион:

– Но нарастать проблема будет. И ксенофобия начнет принимать публичный и политический характер. Поэтому нужно очень быстро перейти к реальным стратегиям противодействия. Без радикальных методов нам не обойтись. Возможным путем решения может стать постановка вопроса о введении нормальной цензуры в СМИ на проявление узких форм ксенофобии.

Другим вариантом стало предложение о вхождении интеллигентных людей в круги так называемых «скинхедов» и проведении разъяснительных мероприятий по нецелесообразности физического насилия как проявления ксенофобии. Пока же в Перми проходят лишь массовые акции по ликвидации различных нацистских фраз с заборов и стен домов, самой популярной из которых является надпись «Слава России!», украшенная свастикой.

   комментарии

Ольга Красных,
директор еврейской школы в Перми:

– Ощущение страха перед ксенофобией действительно присутствует. На нашем учебном заведении даже нет таблички. Некоторые дети боятся за свою безопасность из-за национальности. Когда к нам приходят журналисты, ученики отказываются давать интервью. Этот страх сидит внутри них. Конечно, русские евреи, как и представители других национальностей, должны знать свои корни. Но важно, чтобы формирование личностей детей не проходило в отдельном замкнутом пространстве.

Диана Колмогорова,
начальник управления политических связей департамента политики Пермского края:

– Проблемы, безусловно, в крае есть. Для решения мы пытаемся предоставить площадку для высказываний представителям различных культур. Созданы и достаточно давно работают межнациональный и межконфессиональный советы при администрации. А также четко выскажу позицию администрации к публикациям: не затрагивать национальные и конфессиональные проблемы в СМИ либо стараться реже это делать, пока все спокойно. Наше общество еще не готово обсуждать эти проблемы в формате толерантности.