36 моряков судна «Мыс Турали», оказавшихся заложниками бездействия своего судовладельца, спасли. Однако мало кто знает, что благодарностью для спасшего и экипажа сейнера «Огнево» стал сорванный производственный план и четверо суток простоя.
Напомним, «Мыс Турали» согласно производственному заданию направлялся к берегам Приморья. Однако в ходе несогласованных производственных действий по снабжению на судне закончились запасы продуктов и топлива. Стоит заметить, что судовладельцы в силу разных причин не всегда способны обеспечить вовремя бункеровку водой, топливом и продуктами. Поэтому капитаны, как правило, просят помощи у своих коллег, а потом судовладельцы договариваются между собой, кто и кому сколько должен.
Но в этот раз было все сложней. Капитан дождался критического порога (закончился аварийный запас топлива) и только потом вышел в эфир с просьбой о помощи.
— Сигнал SOS пограничники получили в воскресенье вечером, и сразу началась спасательная операция, — сообщила пресс-секретарь Пограничного управления ФСБ Наталья Рондолева. — Но в связи с тем, что судно было с «закрытой границей», для принятия хоть какой-то помощи «Мысу Турали» необходимо было пройти процедуру оформления. В итоге получилось, что судно стояло несколько дней без воды, пищи, топлива в пяти милях от берега без помощи, зато под пристальным вниманием пограничников.
Тем временем представитель компании, которой принадлежал «Мыс Турали», обратился с просьбой об оказании помощи к коллегам, которые и дали указание своему судну «Огнево», следующему из Южной Кореи во Владивосток, свернуть в сторону Преображения, чтобы подойти к «Турали» и отдать ему несколько тонн топлива.
Как рассказывал потом экипаж сейнера, он выполнил указание с берега и вскоре подошел к судну, подавшему сигнал SOS. Однако вблизи судна, терпящего бедствие, уже был сторожевой пограничный корабль, который занимался тем, что… не подпускал к «Турали» суда, которые стремились произвести бункеровку. Поэтому вместо немедленной бункеровки началось выяснение отношений между капитаном «Огнево» и пограничниками.
Итогом этого выяснения стал шестичасовой досмотр рыболовецкого судна, пришедшего на сигнал SOS. Все это время на палубе «Турали» находились замерзающие люди, которые жгли костры. До прихода «Огнево» еще одно судно откликнулось на сигнал бедствия, но в связи с тем, что «Турали» был с «закрытой границей», пришедшие на помощь отказались от своих благих намерений.
Экипаж «Огнево» свой морской долг исполнил. Судно прошло процедуру досмотра и отбункеровало на «Мыс» топливо. Правда, потом оказалось, что пограничные и таможенные власти «рекомендовали» судну для процедуры оформления прихода идти не во Владивосток, а в порт Находка. «Почему было принято такое решение, нам непонятно, — утверждает представитель владельца «Огнево» Олег Русинов. — Но оформление в порту Находка полностью противоречило нашим производственным планам. Все выходные и понедельник мы пытались выяснить, кто из пограничных и таможенных властей «рекомендовал» нашему судну оформляться в Находке. Выходили на оперативных дежурных пограничного округа, на оперативных дежурных таможенного управления, но никто так и не удосужился пояснить нам данный факт».
В итоге сейнер под конвоем пограничников был доставлен в Находку для разбирательств, которые затянулись на долгое время. На вопрос: «Почему пришедшее на помощь судно было чуть ли не под конвоем загнано в Находку?» пресс-служба погрануправления ничего не объяснила, а сослалась на правила оформления таможенников.
В том, что главный виновник мук экипажа «Мыс Турали» — нерадивый судовладелец, никто не сомневается. Но речь не об этом, а о том, что с каждым годом рыбацкое сообщество становится все более равнодушным к подобным ситуациям. Это раньше капитаны бросали промысел и спешили на выручку к коллегам. И не была важна причина вызова — топливо закончилось, продуктов нет, воды, больной на борту.
Благие намерения компании помочь коллегам превратились для нее в некий вынужденный «арест» судна. С другой стороны, если пограничники — это государственная структура, может быть, их корабль мог сам передать замерзающему экипажу пару тонн топлива? Боюсь, что в следующий раз сигнал SOS полетит в пустоту. Учитывая состояние спасательных служб, надеяться, что они способны вовремя и без посторонней помощи оказать судам, терпящим бедствие, реальную помощь, тоже не приходится.