Более конкретно суть вопроса пояснила корреспонденту "СОЮЗа" начальник главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Беларуси Валентина Королева:
- До недавнего времени Россия и Беларусь сотрудничали в области пенсионного обеспечения, опираясь на соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в этой сфере, подписанное в 1992 году. Оно построено по территориальному принципу. Это означает, что если пенсионер переезжает на постоянное место жительства из одной страны в другую, то выплаты ему на прежнем месте прекращаются, а на новом пенсия назначается в соответствии с национальным законодательством. Но порой ветераны сталкивались с проблемами.
Например, при переезде в Россию они некоторое время не получали пенсии, поскольку не имели вида на жительство. А их российские коллеги, переехавшие в Беларусь, не могли в полной мере воспользоваться льготами за работу в условиях Крайнего Севера. Поэтому в современных условиях территориальный принцип утратил свои преимущества. Новый же белорусско-российский договор заключен исходя из пропорционального принципа, как это и принято в большинстве стран - каждое государство берет на себя расходы, связанные с назначением пенсии за стаж, выработанный на ее территории.
Договор был ратифицирован Парламентом Беларуси еще в июне, подписан Президентом страны. И вот недавно его ратифицировал Совет Федерации. Он вступит в силу на 30 день после обмена ратификационными грамотами. Нет оснований полагать, что этот акт будет откладываться. Будут ли готовы соответствующие инстанции на местах к тому, чтобы в соответствии с новым документом разрешать подпадающие под его действие проблемы конкретных граждан? Для этого специалисты белорусских министерств труда и социальной защиты, финансов, здравоохранения и их российские коллеги активно разрабатывают соглашение о применении подписанного в Санкт-Петербурге договора. В документе будут расписаны все процедурные моменты: от того, куда надо обращаться гражданину той или иной страны, претендующему на исчисление пенсии по-новому, до того, как она будет пересылаться из одного государства в другое и как будет выплачиваться. Первый раунд консультаций уже состоялся в середине ноября в Москве. Как считает белорусская сторона, он прошел плодотворно, практически все важнейшие аспекты обсуждены. Подписан протокол о том, что еще требуется доработать. В ближайшее время специалисты двух стран вновь обменяются мнениями по поводу практического применения договора.
Пенсионный блок в новом белорусско-российском договоре - основной. Он коснется многих тысяч граждан. Ведь миграция пенсионеров в пределах Союза - процесс вполне естественный. Кто-то в советские времена издалека приехал по комсомольской путевке сооружать очередной промышленный гигант и теперь решил вернуться на родину. Кто-то решил посвятить себя внукам, живущим в другой стране, - поводов для смены места жительства немало. В целом после распада СССР в Беларусь из России приехали почти 34 тысячи пенсионеров, а уехали туда 29 тысяч. Практически все они подпадут под действие нового договора. Но граждане имеют право по-прежнему получать пенсию в соответствии с законодательством той страны, где сейчас живут. Тем самым соглашение не ухудшит чье-либо материальное положение. Ведь не обязательно пересчет пенсии приведет к ее увеличению. А вот жителям Беларуси, после распада СССР работавшим на российском севере, оно принесет некоторые преимущества. Пока они имеют только одну привилегию - выйти на заслуженный отдых раньше. В недалеком будущем пенсия за работу в тяжелых условиях им будет пересчитана по российским законам и начнет выплачиваться за счет российской стороны.
- Что еще очень важно - защищаются перспективные интересы граждан, работающих в союзной стране, - продолжает В. Королева. - Но только в том случае, если уплачиваются пенсионные взносы в страховой фонд этого государства. Иначе не будет оснований претендовать на выплаты из него. Так что со временем интерес к белорусско-российскому договору о социальном страховании будет расти.
Тем более что он касается и ряда других социальных выплат - пособий семьям, воспитывающим детей, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, безработным, на погребение. Пособие по временной нетрудоспособности и материнству, например, будет выплачиваться по законодательству государства, которому за гражданина перечислялись страховые взносы. По безработице и семейные - в соответствии с законодательством страны проживания безработного или семьи, нуждающейся в материальной поддержке государства. То есть тут останется в силе территориальный принцип. Пособие по трудовому увечью или профзаболеванию будет назначаться государством, законодательство которого распространялось на гражданина во время его трудовой деятельности. Другими словами, той страны, где человек получил увечье или болезнь. Но все это касается только случаев, которые произойдут после вступления договора в силу.
Специалисты отмечают, что принятие договора не означает объединения или унификации пенсионного законодательства наших стран. И Россия, и Беларусь исходят из своей демографической политики, материальных возможностей, национальных традиций и многого другого. Но очевидно, что приведение в действие столь эффективного механизма социальной защиты - это серьезный шаг к утверждению реального равноправия белорусов и россиян.