14.12.2006 03:00
    Поделиться

    Новый Водный кодекс: плюсы и минусы

    Если перефразировать известное изречение, то вода - это наше все. Причем водный ресурс нашей планеты также огромен, как и жажда, которую постоянно испытывает ее население, тоже, между прочим, на 70 процентов состоящее из воды. То есть получается замкнутый круг из живой и мертвой воды, а также морской, океанской, озерной, речной, артезианской, ледниковой и другой, достаточно строго поделенной между странами.

     

    Все мы знаем, что наша страна богата водными ресурсами. Россия располагает примерно пятой частью запасов пресных вод. По объему речного стока мы занимаем второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека - третье, после Бразилии и Канады.

    У нас в стране одним из главных ведомств, отвечающих за воду, является Федеральное агентство водных ресурсов, руководитель которого Рустэм Хамитов был гостем на "Деловом завтраке" "Российской газеты".

    Российская газета | Расскажите, пожалуйста, каковы основные плюсы и минусы Водного кодекса, вступающего в силу 1 января 2007 года, и чем он отличается от старого, пока еще действующего?

    Рустэм Хамитов | В России идет реформа природоресурсного законодательства. Приняты новые Водный и Лесной кодексы РФ, на подходе - новый федеральный закон "О недрах". Водный кодекс был принят этим летом и "открыл" череду преобразований. Основные его новшества сводятся к следующему: переход от административных к гражданско-правовым отношениям в вопросах водопользования, передача значительных полномочий по управлению водными ресурсами субъектам РФ, постепенная замена водного налога платежами за пользование водными объектами, введение института частной собственности на пруды и обводненные карьеры.

    Вместе с тем кодекс детально не рассматривает вопросы охраны водных объектов, относя это к природоохранному законодательству. Не достаточно полно рассмотрены вопросы платности водопользования исходя из принципа "вода платит за воду". Обойдены вопросы комплексного, интегрированного управления водными ресурсами страны. На наш взгляд, это существенные упущения, поскольку кодифицированный акт должен был вобрать в себя все многообразие правовых отношений, сопряженных с управлением водными ресурсами. Глобальные для водной отрасли вопросы даны в определениях - государственный мониторинг водных ресурсов, государственный водный реестр, схемы комплексного использования и охраны водных объектов, целевые показатели качества воды. Механизмы реализации не прописаны.

    РГ | Подготовлена ли уже нормативная база, необходимая для претворения в жизнь статей Водного кодекса?

    Чтобы нормально вести водное хозяйство, ежегодно нужно вкладывать примерно 50 млрд. рублей

    Хамитов | Поскольку законодатель многие вопросы переадресовал органам исполнительной власти, сейчас идет активная работа по принятию 24 постановлений правительства РФ, которые по сути и должны сделать кодекс работоспособным. Кроме того, разрабатывается около 30 ведомственных нормативных актов. Это - регламенты, правила, методики. Так что зачастую возможность точного исполнения закона зависит не от качества самого текста, а от необходимого набора сопровождающих закон нормативных актов. Приведу пример. Водный кодекс образца 1995 года до сегодняшнего дня не был обеспечен всем пакетом нормативных документов. А ведь прошло более 10 лет! Вот он и не работал так, как надо!

    РГ | А сколько актов по реализации нового Кодекса принято правительством РФ на сегодняшний день?

    Хамитов | Десять. Восемь - на выходе, будут подписаны в течение ближайших дней. Еще шесть документов пока находятся на стадии обсуждения. Если в декабре будут приняты все 24 постановления правительства, я думаю, будет создан хороший прецедент: редко, когда законопроект вступает в силу с полным набором документов. Это будет своего рода достижением.

    Ну а теперь вернемся к нормам Водного кодекса РФ. Закон предполагает переход от административных норм в вопросах водопользования к гражданско-правовым. Три вида водопользования - изъятие воды в промышленных объемах, выработка гидроэнергии, пользование акваторией в рекреационных целях - будут осуществляться не на основании лицензий, а в соответствии с договорами водопользования.

    Договор предполагает взаимную ответственность сторон, невозможность его расторжения в одностороннем порядке, устанавливает плату за пользование водным объектом. Договор с водопользователем будет заключать орган исполнительной власти субъекта Федерации. А регистрировать договоры будут в государственном водном реестре, за ведение которого ответственно Федеральное агентство водных ресурсов. Одиннадцать видов пользования будут осуществляться на основе выданного решения - это аналог ранее действовавших лицензий, но бесплатный.

    В числе этих видов водопользования: сброс сточных вод, размещение причалов, стационарных и плавучих платформ, размещение и строительство ГТС, разведка и добыча полезных ископаемых и т.д. Не требуется заключения договора или получения решения, если водный объект используется для судоходства, рыболовства, рыбоводства, охоты, охраны окружающей среды, полива садовых, огородных, дачных земельных участков, а также для водопоя скота, купания граждан... То есть эти виды пользования водным объектом осуществляются свободно, без каких-либо разрешений.

    В этом же списке свободного водопользования два спорных, на мой взгляд, вида: "забор (изъятие) из подземного водного объекта водных ресурсов" и "разведка и добыча полезных ископаемых, размещение и строительство трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах". Фактически получается, что добычу воды из-под земли и промышленное освоение болот можно вести без разрешений. Это грозит проблемами. Сегодня болота в Западной Сибири уже превращены нефтегазодобытчиками в техногенные свалки. А ведь болота - это важнейшая составляющая водных бассейнов - оттуда происходит питание рек.

    Подземные воды - тема особого разговора. Это стратегический запас государства, это самые чистые и пригодные для питья источники (за исключением, конечно, высокоминерализованных, глубоко залегающих водных горизонтов). Сегодня, в эпоху массового индивидуального строительства жилья, расцвета предпринимательства, идет активное бесконтрольное освоение подземных вод. Зачастую дикое и варварское. В ближнем Подмосковье качество подземных вод уже много хуже того, что было 20 - 30 лет назад. Новый Водный кодекс, к сожалению, не регулирует добычу подземных вод.

    РГ | Особый интерес вызывает новация Водного кодекса, связанная с появлением частной собственности на водные объекты...

    Хамитов | Новый Водный кодекс автоматически переводит в разряд частных водных объектов пруды и обводненные карьеры, если они полностью расположены в пределах частного земельного участка. Если же к пруду выходят два частных участка, то этот пруд - муниципальный. Размеры частного пруда законом не установлены. Теоретически он может быть сколь угодно большим, лишь бы полностью находился в границах вашего земельного участка. Что касается свободного доступа к частному пруду, то его Водный кодекс не оговаривает. Поэтому все зависит от хозяина: захочет - пустит, не захочет - нет. Плату за пользование водой из этого пруда частник тоже устанавливает сам.

    РГ | А как будут обстоять дела с реками и озерами, не являющимися частной собственностью? Можно ли будет свободно отдыхать на их берегах? И на каком расстоянии от берега можно строить дома?

    Хамитов | Государственные и муниципальные водные объекты - общедоступны. При этом береговая полоса шириной 20 метров должна быть свободна от построек, свободна для прохода. Только порты и причалы могут занимать береговую полосу. Так что заборы частных домов, мешающие проходу людей, должны быть демонтированы.

    Одним из плюсов нового Водного кодекса можно считать то, что размеры водоохранных зон теперь прописаны непосредственно в самом законе. Их максимальная ширина может достигать 200 метров на реках. А на озерах и водохранилищах ширина этих зон, увы, уменьшена до 50 метров. Согласно новому Кодексу, строить дома теперь разрешено не только в водоохраной зоне, но и в прибрежной защитной полосе - то есть на расстоянии 30 - 50 метров от воды. Правда, при условии оборудования их очистными сооружениями. В этом плане нормативы стали либеральнее. Практика покажет, правильное ли решение принято.

    РГ | Давайте поговорим о финансировании водного хозяйства. Сколько средств было выделено из федерального бюджета на водное хозяйство страны в этом году? Достаточен ли такой объем финансирования для обеспечения всех нужд отрасли?

    Хамитов | Чтобы нормально вести водное хозяйство Российской Федерации, ежегодно нужно вкладывать примерно 50 млрд. рублей. Ведь водное хозяйство состоит из десятков тысяч объектов - плотин, дамб, каналов, шлюзов. Стоимость этих сооружений составляет сотни миллиардов рублей. На поддержание в работоспособном состоянии водного хозяйства нужны большие ресурсы - не менее 30 миллиардов рублей ежегодно. И еще около 20 миллиардов рублей в год нужно на расчистку рек, укрепление берегов, строительство новых гидротехнических сооружений. А в этом году водное хозяйство страны получило всего около 20 миллиардов рублей и примерно столько же запланировано на 2007 год. В связи с этим необходимо искать новые источники финансирования.

    Поделиться