15.12.2006 03:00
    Поделиться

    Российских авиаперевозчиков ожидают трудности с валютой

    Российским международным перевозчикам разрешат продавать билеты за валюту

    Эти проблемы возникнут в связи с поправками в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", которые были приняты летом этого года. Впрочем, сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает рассмотреть законопроект, который должен уладить эту сложную ситуацию.

    Дело в том, что закон не предусматривает расчеты в иностранной валюте между российскими транспортниками и находящимися за границей гражданами России, филиалами и представительствами компаний. Раньше на это выдавались специальные разрешения Центробанка. Теперь они отменены. Произошел некий законодательный клинч. Хотя логика авторов поправок о валютной либерализации понятна. Ведь новый закон, вступивший в силу с 1 июля 2006 года, де-юре сделал российский рубль конвертируемым. То есть он получил все права свободной валюты и может применяться для расчетов не только внутри страны, но и за ее пределами. Но де-факто этого пока не произошло. Как признают эксперты, реальная конвертируемость рубля будет достигнута только через несколько лет. А это значит, что спроса на российские рубли за рубежом пока нет. И, например, в Европе у граждан могут возникнуть трудности и при обмене российских рублей на иностранную валюту, и, наоборот, при покупке рублей за валюту. Их просто может не оказаться в обменниках. Соответственно рассчитаться с перевозчиками за билеты или перевозку багажа и грузов в российских рублях они смогут не всегда, уточняет член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Бездольный. То есть граждане и юридические лица будут ущемлены в своих правах, а иностранные перевозчики получат неоправданные конкурентные преимущества, беспокоятся депутаты.

    Предлагаемые поправки уточняют закон. Они дают транспортным компаниям и их клиентам право проводить расчеты за билеты и перевозку багажа в иностранной валюте без использования банковских счетов. Это, впрочем, не относится к коммерческим грузам - оплата за их перевозку может проводиться только через счета российских транспортных организаций, открытых в уполномоченных банках. И это обеспечит возврат валютной выручки резидентов на счета в уполномоченных банках для поддержания стабильных макроэкономических показателей страны. Что же касается средств, полученных за некоммерческие грузы, то они смогут зачисляться на банковские счета, открытые перевозчиками за рубежом. А в случае если клиент решит расторгнуть договор с компанией - вернуть билет или багажную квитанцию - эти средства будут сняты со счета и возвращены.

    Кроме того, российские перевозчики, предлагают авторы законопроекта, должны получить возможность рассчитываться наличной и безналичной иностранной валютой за обслуживание воздушных, морских и речных судов во время их нахождения в заграничных портах, оплачивать за рубежом аэронавигационные, аэропортовые, портовые и другие сборы. Причем производить такую оплату можно будет за счет валютной выручки, полученной российскими компаниями за свои услуги и зачисленной на счета в зарубежных банках.

    В случае если предложенный законопроект не будет принят до 1 января 2007 года, его разработчики все равно предлагают ввести эти нормы в действие с 1 января, что называется, "задним числом".

    Справка "РГ"

    Поправки в закон о валютном регулировании сняли последние барьеры по передвижению капиталов. Граждане и юридические лица получили возможность без ограничений совершать любые валютные операции, свободно вывозить за границу российские рубли. Сохранились лишь требования по декларированию гражданами ввозимой и вывозимой валюты, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 тысяч долларов. Кроме того, теперь любой гражданин может открывать счета и размещать вклады в банках за рубежом.

    Поделиться