По словам источника "РГ" в минфине, все ведомства в целом одобряют этот документ, как и принцип разделения доходов бюджета на нефтегазовые и все остальные, но обсуждение конкретных параметров еще впереди. Под вопросом и сроки внесения концепции на утверждение в парламент в ходе весенней сессии 2007 года, поскольку согласование займет как минимум полгода. Впрочем, наиболее проблемной для реализации идеей ведомства Алексея Кудрина станет введение прогрессивной шкалы НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) для газовой отрасли.
Минфин уже не раз объяснял свою активность в этом направлении тем, что действующий механизм Стабфонда не сможет обеспечить стабильность доходов для исполнения взятых государством обязательств. Скажем, сейчас неснижаемый остаток Стабфонда составляет 1,6 процента ВВП и является фиксированной величиной - 500 миллиардов рублей. А в 2003 году, когда было принято решение об учреждении Стабфонда, эта сумма равнялась 6 процентам ВВП. Естественно, благодаря росту экономики в 7-8 процентов ежегодно "вес" неснижаемого остатка будет неуклонно уменьшаться и он уже не сможет покрыть расходы бюджета в условиях резкого падения цен на нефть.
Потому-то минфин и поставил цель пересмотреть неснижаемый остаток, для чего и потребовалось "переформатирование" Стабфонда. А по сути создание нового, хотя и сохраняющего преемственность со Стабфондом, механизма стерилизации гигантских сырьевых доходов. Кстати, актуальность этой проблемы будет сохраняться из-за высокой ценовой конъюнктуры на рынке, а также беспрецедентного притока капитала в Россию. Как отметил источник в минфине, там не ожидали, что приток частного капитала в страну по итогам 2006 года превысит 25 миллиардов долларов: "Это очень много".
В этой связи минфин и вышел недавно с нашумевшим предложением создать на базе Стабфонда Нефтегазовый фонд, разделив его на две части: Резервный фонд и Фонд сбережений. А предвидя серьезные возражения на эту идею, начал ее активно "продвигать в массы", чему свидетельством резко усилившаяся в последнее время активность функционеров министерства.
Да и как не быть мощной фронде. Пропагандируемая концепция создания Нефтегазового фонда предполагает аккумулировать в нем налог на добычу полезных ископаемых по нефти и газу, вывозные пошлины на нефть и газ, а также налог на прибыль нефтегазового сектора, дивиденды от участия в нефтегазовых компаниях и доходы от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро". Сейчас, заметим, в Стабфонд идут лишь НДПИ на нефть и экспортная пошлина на нефть, но и так размер Стабфонда уже перевалил за отметку в 2,1 триллиона рублей (более 8 процентов ВВП). А все остальные поступления от нефтегазового сектора - единый социальный налог, подоходный налог и другие - будут использоваться на расходы бюджета. А "нерв" идеи в том, что из Нефтегазового фонда фиксированный объем средств будет направляться на покрытие дефицита "ненефтегазового бюджета". Термин корявый, но, поскольку он фигурирует в официальных бумагах минфина, к нему придется привыкать, как в ельцинские времена к "секвестру" или совсем недавно к "айпио".
Резервный фонд в объеме 7-10 процентов ВВП - это и будет новый вариант неснижаемого остатка, который сможет в случае падения цен до уровня ниже 40 долларов за баррель адекватно компенсировать выпадающие доходы, как пояснил представитель минфина. А самое любопытное в концепции минфина то, что она основывается на прогнозе об исчерпании к 2046 году разведанных запасов нефти в России. Ровно через 40 лет. Такой взгляд в будущее забавен, как и принятие за базовый сценарий 50-долларовой цены за баррель на сию необозримую перспективу, но чиновник минфина объяснил все предельно просто: "Должны же мы были заложить какие-то параметры". Впрочем, от критики эту идею не спасают и заявленные уже минфином внушительные параметры доходности. "Мы предположили в долгосрочных прогнозах на 40 лет среднюю доходность по резервному фонду - 3,5 процента в долларах, по фонду сбережений - 6,5 процента", - пояснили в минфине.
А борьба с другими ведомствами пойдет в основном за величину этого самого трансферта из Нефтегазового фонда в федеральный бюджет. Пока цифры меняются в диапазоне от 2 до 3,6 процента ВВП, но на этапе дискуссий это позволительно. Но загвоздка еще и в том, что минфин вынашивает планы привязать НДПИ на газ к мировым ценам - по аналогии с этим налогом на нефть. Известно, что многие ведомства не в восторге от этой идеи, пробиваемой в пакете с Нефтегазовым фондом. "Пока мы добились у наших коллег понимания необходимости приведения налоговой системы в соответствие с сегодняшними реалиями", - уклончиво обозначил переживаемые его ведомством трудности источник в минфине.