В известной телепрограмме - долгожителе "Пока все дома", которая в эфире Первого канала уже 14 лет, недавно появилась рубрика "У вас будет ребенок". Идея ее создания принадлежит Тимуру Кизякову (который недавно был награжден орденом Дружбы) и его жене - Елене. Каждое воскресенье ведущая Елена Кизякова рассказывает об одном малыше из детского дома или Дома ребенка. В конце рубрики - телефон для тех, кого заинтересовали этот ребенок и тема усыновления.
Тимур Кизяков | Наверное, по-настоящему доброе имя проверяется не возможностями, которое оно даёт, а тем, как оно эти возможности использует. Когда в программе "Пока все дома" объединились мощнейший авторитет Первого канала, весь творческий потенциал её создателей, всенародная слава её героев и, конечно, многолетние внимание и доверие огромной зрительской аудитории, стало ясно, что это великая сила, которая может делать великие дела. И это не преувеличение, потому что, когда большие и сильные всем миром помогают маленькому и слабому, его счастья будет достаточно на всех.
Сейчас мы показываем ребятишек из подмосковных Домов ребенка и детских домов. Из 16 наших маленьких героев шестеро уже нашли свои семьи, на усыновление остальных оформляются документы! Было около четырёх тысяч звонков от желающих усыновить этих детей. А это значит, что на каждого взятого "в кадре" ребёнка приходится десять взятых "за кадром". Потому что ни один из позвонивших по телефону органов опеки, который сообщается в программе, не остаётся без внимания, так как в базе данных только по Московской области более 6 тысяч детей. После выхода нашей рубрики число взятых в семью детей увеличилось вдвое. Кроме того, часто раздаются звонки из какого-то региона, и люди спрашивают: обязательно ли им приезжать в Москву, чтобы попытаться усыновить ребенка? И им объясняют, что вовсе не обязательно: существуют органы опеки во всех районах и областях страны. А ведь каждый ребёнок - это целая Судьба, жизнь и жизнь всех его будущих поколений…
Елена Кизякова | Идея рубрики "У вас будет ребенок" возникла, когда я стала мамой в первый раз. Когда у нас родился второй ребенок, я укрепилась в мысли: надо делать! Я вижу, сколько материнской любви, заботы, внимания необходимо малышу, и понимаю, что есть дети, которые этого лишены. А в наших руках такое мощнейшее оружие, как телевидение, которое должно не разрушать, а созидать.
На сегодня в нашей стране почти 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но когда звучит эта ужасная цифра, она воспринимается лишь безликой статисткой. Когда мы показываем конкретного ребенка - это уже Судьба человека.
Кизяков | Откуда пришло название рубрики? Подход к названиям, к языку в программе очень требователен. Смыслов в каждой фразе предполагается несколько, они должны быть яркими и обдуманными. Слов "У вас будет ребенок", бывает, люди ждут всю жизнь. Программа называется "Пока все дома", а завершается фразой "Чтобы все были дома!" То есть, и те малыши, у которых этого дома пока нет.
Российская газета | Почему-то принято считать, что дети, оставшиеся без родителей - все как один больные, жалкие, озлобленные, отстающие в развитии…
Кизяков | Поэтому-то мы и стараемся изменить отношение общества к этим детишкам, показывая: от "домашних" сверстников они отличаются лишь тем, что у них нет этого дома. А так они - развиты, доброжелательны, просто чудесные дети. И этот позитивный подход для умных и чувствующих людей только подчеркивает драматизм ситуации. Они видят: малыш смеется, играет, учится, но все это происходит в Доме ребенка или в детском доме.
Еще мы хотим разрушить негативный стереотип, навязываемый СМИ обо всем, что связано с усыновлением. Мы хотим всячески поддержать и защитить тех людей, которые работают в Домах ребенка и детских домах, отдавая детям все силы и душу, получая за это копейки и подозрения во всех грехах. И конечно, мы хотим сказать всенародное "спасибо", тем, кто забирает детей и не стесняется этого.
РГ | Какие трудности возникли, когда вы начали работу над рубрикой?
Кизяков | Так как прежде, да и сейчас немало спекуляций на эту тему, то у людей, занимающихся "детским вопросом" в министерствах здравоохранения и образования, отношение к телевизионщикам настороженное. Мы долго занимались подготовкой рубрики, писали многочисленные письма, звонили. Помогло доброе имя программы "Пока все дома". Хочется сказать спасибо всем, кто поверил нам, и лично Гаянэ Вартановне Тамазян, заместителю министра здравоохранения Московской области, Вере Петровне Марченко, начальнику управления по опеке министерства образования Московской области. В Малаховском Доме ребенка, куда мы отправились в первый раз, нам оказали доверие, позволили провести съемку. После того, как мы показали готовый материал, все окончательно убедились, что нами движет исключительно желание помочь детям найти родителей и родителям - обрести детей.
Более того, органы опеки выделили специальный телефон 8 (495) 238-04-65. Позвонив по нему, любой потенциальный усыновитель может поговорить со специалистом, который проконсультирует, а данной ему официальной властью и полномочиями будет контролировать и облегчать процесс усыновления. Чтобы защитить всех желающих взять ребёнка от всяких бюрократических проволочек и убедить общество, что усыновление и другие формы устройства детей в семью - это вполне доступная процедура.
Более того, сейчас дана установка региональным телестудиям последовать нашему примеру - делать подобные программы. То есть появилось общее, на всю страну движение в этой области.
РГ | А не было идеи сделать не рубрику, а отдельную передачу?
Кизяков | Какова судьба вновь появившихся программ? Их экспериментально ставят не в самое удобное время, а потом следят, набирает новая передача рейтинг или нет. Но мы не могли позволить себе ждать за счет детишек, которым дается шанс изменить жизнь, пока эта программа привлечет большое внимание. И здесь нужно сказать особое спасибо Константину Эрнсту, который очень поддержал идею новой рубрики. И можно сказать, расширил жилплощадь нашего "Пока все дома" на целую детскую комнату, увеличив время эфира "Пока все дома", чтобы новая рубрика занимала свое особое место. Что было весьма не просто, если учесть, как востребован утренний воскресный эфир. Это и есть - отдавать детям лучшее…
Возможно, если и дальше устойчивый интерес к этой теме будет подтверждаться цифрами, то не исключено, что со временем мы будем делать отдельную программу.
РГ | Следите ли вы за дальнейшей судьбой усыновленных "через телевизор" детишек?
Кизяков | Если родители не возражают, то да. Мы даже показывали, как забирали некоторых малышей. Мы были свидетелями, как уезжала домой наша Анечка. Приехали молодые красивые папа и мама, вполне успешные состоявшиеся люди, которым для большого семейного счастья не хватало только маленькой Анечки. Но не все родители соглашаются сниматься. Тема эта деликатная, и мы стараемся не напрашиваться. Когда для одного из малышей нашлись мама и папа, то они даже разрешили снимать своё знакомство с ребенком. Понятно, они волновались и были готовы на все, лишь бы быстрее забрать малыша. Но мы решили, что меру нужно знать во всём, и даже в общей погоне за зрелищем и рейтингом нельзя такой сокровенный момент, как первая встреча малыша и родителей, превращать в шоу.
Кизяков | Съемки нашей рубрики очень тяжелые. И эмоционально, морально, и просто физически. Потому что приходится выступать не только в роли ведущей, но еще и воспитателя, и нянечки. Ведь когда мы снимаем кого-то одного из ребят, конечно, хочется уделить внимание и остальным. Всем девочкам надо обязательно заплести косички, все малыши должны поскакать вместе со мной, каждого надо подержать на руках. Но, поскольку на съемках мы проводим весь день, удается пообщаться со всеми. Ну и потом уже заниматься непосредственно с нашим маленьким героем…
РГ | А если герой категорически отказывается идти на контакт, плачет…
Кизякова | Это встречается довольно часто. Чем старше ребенок, тем сложнее он идет на контакт. Он уже видит камеру, зажимается. Проще работать с самыми маленькими. Хотя вот недавно мы снимали годовалую девочку, и она категорически отказывалась идти на руки, боялась, не улыбалась. А затем ничего, привыкла, и мы подружились.
То, как мы представляем ребенка, - импровизация. Потому что очень сложно предугадать, чем захочет заниматься малыш, приходится ориентироваться на месте. Был случай, когда ребенок увлекся одной сложной игрой, и невозможно было переключить его внимание. В итоге весь сюжет мы и построили на том, что это ребенок - умеющий увлекаться, решать трудные для его трех лет задачи. К тому же я активно читаю всевозможные книги по педагогике, чтобы быть неисчерпаемой в придумывании различных занятий.
РГ | По какому принципу вы выбираете конкретного героя рубрики?
Кизякова | Мы следуем рекомендациям органов опеки. Они нам дают список малышей, которых можно снимать. Потому что не у всех малышей определен статус. То есть, например, у кого-то биологические родители юридически не лишены родительских прав - такого ребенка усыновлять нельзя. Съемки мы строим так: один раз едем в детский дом - снимаем ребятишек постарше, а в следующий - в Дом ребенка, где находятся малыши до трех лет. Ну и стараемся чередовать от программы к программе: мальчик - девочка…
РГ | Когда вы первый раз пришли в Дом ребенка…
Кизякова | Это оказалось потрясением. И слезы были. Но Тимур дал мне установку: ты должна настроиться, как врач. Если врач теряет сознание во время операции при виде крови - это плохой врач. Когда я вижу этих ребятишек, у меня внутри, конечно, все сжимается, но если я дам волю чувствам, тогда плохо расскажу о них. Малыши до пяти-шести лет еще не понимают трагизма ситуации, весь мир заключается для них в четырех стенах Дома ребенка, и они в этом мире счастливы. И я должна показать это детское счастье. И изначально настрой был не глаза полные слез, а наоборот… Я должна себя настраивать на позитив, на светлое и радостное общение. Никакого специального образа для программы не придумывала. Я - мама. И на экране веду себя так же, как и со своими собственными детьми.
Кизяков | Хочется пожелать, чтобы детишки были у всех, кто их любит и хочет иметь, а уж как их пошлёт Бог - через роддом или через телевизор - пути Господни неисповедимы!
Справка "РГ":
Виды семейного устройства детей и их отличия:
Усыновление/удочерение - принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником - дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Опека и попечительство - принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.
Приёмная семья - форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у "приемного родителя"-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку Приемные родители являются ему опекунами. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.
Патронат - форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье.
Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) - форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника.