16.12.2006 03:00
    Поделиться

    Сергея Лаврова встретили в Бразилии елкой с красной звездой и накормили мясом

    На лужайке перед резиденцией президента Бразилии Лулы да Силвы в эти предрождественские дни установили небольшую, метра полтора высотой, искусственную елку.

     

    Когда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прилетел в столицу этого самого крупного латиноамериканского государства, он, безусловно, обратил внимание: праздничное дерево украшала пурпурно-красная пятиконечная звезда. И вечером это делало елку чем-то внешне похожей на кремлевскую башню в миниатюре.

    Так совпало, что буквально накануне визита Лаврова местные СМИ "обсасывали" заявление, которое сделал кандидат на пост председателя палаты депутатов национального конгресса Бразилии Алдо Ребелло. Будучи спикером нижней палаты, этот видный бразильский коммунист публично назвал Сталина человеком, "без которого стала бы невозможной победа над нацизмом во Второй мировой войне и единство антигитлеровских сил".

    Возможно, поэтому на совместной с бразильским министром иностранных дел Селсу Аморимом пресс-конференции первый же вопрос, который задали Лаврову, имел "милитаристский оттенок". Один из западных журналистов поинтересовался, не приведут ли поставки российских вооружений в Венесуэлу и Бразилию к гонке вооружений в регионе. Глава МИД был краток. Собственно, ответ "нет" из его уст был очевиден. Но понимая, что подобная лаконичность не устроит журналистов, Лавров пояснил: "Прежде чем поставлять оружие, мы убеждаемся, что не нарушаем никаких международных правил и договоров. А повышать обороноспособность страны - законное право любого государства".

    Вообще же тема военно-технического сотрудничества России с Латинской Америкой находилась в центре внимания прессы как в Бразилии, так и Аргентине. Но в Буэнос-Айресе Лавров отвечал на подобные вопросы довольно расплывчато: переговоры о поставках российских вооружений Аргентине, судя по всему, еще не вышли на финишную прямую. В Бразилии, напротив, главе МИД было, что предъявить широкой публике.

    Уже во время визита министра одна из крупных бразильских газет, со ссылкой на источники в министерстве обороны, сообщила о планах ВВС страны приобрести в России партию из 40 вертолетов - Ми-35 и Ми-117. Эти машины военные намерены использовать для укрепления военного потенциала бразильской Амазонии.

    В отличие от Аргентины, где Лавров чаще всего использовал такие слова, как "продолжим диалог" или "переговоры помогут более эффективно реализовать договоренности", в Бразилии глава внешнеполитического ведомства говорил предельно конкретно.

    Он сообщил о том, что между Москвой и Бразилиа ведутся весьма "продвинутые" переговоры по космическим проектам, биотехнологиям и энергетике. Стороны подписали межправительственное "Соглашение о взаимной охране технологий в связи с сотрудничеством в использовании и исследовании космического пространства в мирных целях". Как позже уточнил министр обороны Бразилии Валдир Пирис, его ведомство особенно интересует в России производство жидкого топлива для ракетоносителей. И новое соглашение открывает возможности для передачи Бразилии такого рода технологий.

    Было что ответить Лаврову и на другой, пожалуй, самый болезненный для бразильцев вопрос - о возобновлении поставок в Россию продукции местного животноводства. В стране, где на каждого из 200 миллионов жителей приходится, по данным статистики, одна корова, "мясная тема" стала серьезным политическим вопросом, омрачавшим российско-бразильские отношения. Судя по всему, глава МИД успокоил партнеров. Для наглядности Лавров привел цифры: в российском импорте бразильская говядина занимает 40 процентов, свинина - 35 процентов и мясо птицы - 15 процентов. По словам министра, после того, как были урегулированы ветеринарные вопросы, поставки мяса в Россию возобновились из трех бразильских штатов. Москва, в свою очередь, добивается от Бразилиа того, что Лавров обозначил, как "сбалансированность товарооборота". Россия заинтересована в поставках Бразилии высокотехнологичных товаров. И стремится к 2010 увеличить товарооборот с Бразилией с 4 до 10 миллиардов долларов.

    "Сегодня вечером мы вам докажем, насколько качественным может быть бразильское мясо", - с немного смущенной улыбкой обратился на пресс-конференции к Лаврову его бразильский коллега, намекнув на предстоящий главам МИД ужин. Российский министр отреагировал на эту реплику мгновенно. "Вам придется очень постараться, - сделав серьезный вид, заметил он. - Не забудьте, что я прибыл в Бразилию из Аргентины, где тоже знают толк в мясе".

    Тема едва ли не открытого экономического и политического соперничества между Буэнос-Айресом и Бразилиа второй раз всплыла при обсуждении еще одного крайне важного на этот раз для России вопроса - о сотрудничестве Москвы с Южноамериканским общим рынком (МЕРКАСУР). Эта организация, куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, а с 2006 года Венесуэла - в качестве постоянных членов и Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу - в качестве членов ассоциированных, первоначально создавалась для упрощения взаимной торговли. Однако сегодня в ее работе все чаще проявляется политическая составляющая. Бразильская пресса приводит одно из выступлений главы Венесуэлы Уго Чавеса, где тот обвинил МЕРКАСУР в неэффективности. По словам Чавеса, "странам региона срочно нужна политическая виагра для интеграции".

    Такие оценки вряд ли пришлись по душе бразильскому президенту Луле да Силве. Бразилия сегодня председательствует в МЕРКАСУР. И стремится, чтобы на этот период пришлось максимум серьезных сдвигов в работе организации. Так, уже во время визита Лаврова в Бразилию стало известно о том, что входящие в МЕРКАСУР страны договорились учредить единый парламент. Он начнет работать с марта 2007 года.

    А в пятницу на заседании глав МИД государств - членов Южноамериканского общего рынка был подписан "Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога между Россией и МЕРКАСУР". Еще на переговорах в Аргентине Лаврову напомнили: инициатором создания такого документа был Буэнос-Айрес. Но за время председательства Аргентины в МЕРКАСУР подписать его не удалось. Об этом аргентинцы говорили с явной горечью. В Буэнос-Айресе не скрывали переживаний, что теперь все лавры от ратификации меморандума достанутся Бразилии.

    Кстати

    Подписание меморандума - шаг, крайне важный для России. Москва получит возможность активнее осваивать латиноамериканский рынок и участвовать в реализации межконтинентальных проектов. Таких, например, как строительство газопровода Венесуэла - Бразилия - Аргентина.

    Поделиться