"Опасные связи" - гремучий коктейль, замешанный на фирменных лейтмотивах классиков советской музыки - Шнитке, Эшпая, Доги, Свиридова с вкраплениями аккордеона и всхлипами танго. Скудность декораций - серенькие обои в белую берестовую крапинку и красная гильотина во всю сцену в финале, отрезающая коварной интриганке маркизе де Мертей путь назад в общество, - не то скромность фантазии оформителей спектакля, не то ограниченность финансового бюджета в жестких экономических условиях. Желтые и ярко-красные наряды де Мертей символизируют порок, небесно-голубые мадам де Трувель - добродетель, а розовые Сесиль де Воланж - девическую невинность. Балет "Опасные связи" по мотивам одноименного бестселлера Шодерло де Лакло, где в бенефисной партии маркизы де Метрей занята прима театра Эльза Леймане, поставлен хореографом из Нидерландов поляком Кшиштофом Пастором. Его хореография - ископаемый балетный реализм, отанцовывающий классическим танцем литературный сюжет. Скорее это было бы уместно в середине прошлого века. А сейчас этот реликт наводит лишь уныние провинциальностью иллюстративного мышления. В незапоминающемся потоке всевозможных па выделялись две поддержки в дуэтах виконта де Вальмона (в его роли Алексей Овечкин) с мадам де Трувель (Юлия Гурвич) и пышкой Сесиль де Воланж (Анна Новикова), когда партнерши в руках соблазнителя оказываются вниз головой и ногами вверх. Значит, цель достигнута и честь запятнана. Эльза Леймане нагнетает концентрацию вероломного коварства в проделках своей маркизы. Ей подвластны технические задачи, но балетной аристократки из нее не получилось. Обладательница самых балеринских форм Юлия Гурвич неистова в своем благочестии и сияет серебристым блеском перегримированных глазниц. Ходульно-мальчишеский персонаж шевалье Дансени по-ученически, безлико исполняет Сергей Нейкшин.
Совсем иное впечатление от "Корсара" (по мотивам Мариуса Петипа), который поставил в прошлом элегантный танцовщик Айварс Лейманис. На веселый лад настраивает залитый солнцем стамбульско-приморский пейзаж с голубой мечетью. А паруса корсаровского корабля импрессионистски проецируются на прозрачный занавес. В этом балете есть все, что положено, - и одалиски, и богач Паша Сеид, и плутоватый Исаак, корсары, восточный базар с торговцами и рабынями, а в завершении - финальный шторм. Хореографу удалось создать спектакль практически без пантомимы. Сюжет не разжевывается, но его традиционная схема - Медора, Гюльнара, Конрад, Бирбант- сохранена, и также оставлены хрестоматийные вариации Петипа. Лейманис сумел само действие вложить в дивертисментные танцы и придать ему динамику. Весь женский состав героинь блистает пуантной техникой. Впервые в этом классическом хите ни одна балерина не носит пачку. Все танцовщицы предусмотрительно облачены в шаровары. Мужчины же, напротив, по большей части появляются с обнаженным торсом. Они танцуют со свистом, криками и залихватски сражаются на мечах - только искры летят!
Спектакль рижан катализировал интерес москвичей к ожидаемой в этом сезоне премьере "Корсара" в Большом театре.