"Я предлагаю всем уяснить, что для нас сегодня начинается новая парламентская кампания, так давайте ее выиграем", - объявил соратникам по партии лидер СПС Никита Белых под бурные аплодисменты 137 делегатов. Чувствовалось, что если на сентябрьском первом этапе съезда однопартийцы уважали своего вождя разумом, то теперь уже почти полюбили сердцем - настолько их всех обрадовали 16,32 процента голосов, полученных СПС на выборах в Пермском крае.
Этапы же борьбы правых за победу в думской кампании начались с решительного размежевания с "Яблоком". Никита Белых напомнил, что все вопросы по объединению предполагалось решить до 1 декабря: "Итог - "Яблоко" не рассматривает СПС как равноправного партнера". Белых признал, что ему предлагалось войти в состав руководства, "однако при этом партия "Яблоко" была не готова изменить свое название, для нас это неприемлемо, поэтому я отказался". Однако, по информации "РГ", ход переговоров был несколько сложнее: между Никитой Белых и Григорием Явлинским были согласованы два документа, касающиеся пошагового объединения партий, подробно прописана процедура, одновременно полностью согласован список по всем региональным выборам. При этом Белых предлагалось занять пост председателя федерального политсовета, Явлинский же становился просто председателем партии.
Похоже, что камнем преткновения стало не просто намерение "яблочников" добиться от правых изменения оценки реформ 90-х годов (об этом в программе партии есть отдельный пункт), но и готовность потребовать от Анатолия Чубайса покинуть объединенный партпроект. По данным "РГ", после личной встречи Анатолия Чубайса и Григория Явлинского осенью переговорный процесс был прерван, и все события, начавшиеся сейчас, не следует считать сюрпризом, это естественные последствия появления двух демократических колонн в выборных процессах.
Правда, пока это сказывается лишь на подготовке к выборам в марте. Никита Белых объявил на съезде о намерении правых самостоятельно участвовать в этой кампании (выборы пройдут в 14 регионах), но не исключил возможности "вернуться к вопросу об объединении" после марта, когда СПС соберется на очередной съезд. Лидер правых собирается лично возглавить все партийные списки на региональных выборах, хотя туда возьмут и некоторых представителей других политических партий. Бессменный адвокат СПС Вадим Прохоров пояснил, что по закону члены других партий могут войти в списки правых, только если они будут беспартийными.
Невиноватые -
он не пришел
В субботу же стало ясно, что конфликт между правыми и "яблочными" региональными структурами, начавшийся в Питере ("РГ" писала о нем в субботнем номере), теперь распространился и на Подмосковье. Хотя Белых и заявил, что "введен запрет на критику оппонентов", простое описание событий по выдвижению списка в Подмосковье, сделанное секретарем политсовета Борисом Надеждиным на съезде, как-то очень плохо согласуется с заявленной позицией. А события развивались следующим образом: правые подготовили список кандидатов для участия в выборах в Мособлдуму - первый номер, естественно, Белых, потом сам Борис Надеждин, а третьим должен был идти "яблочник" Валерий Бакунин. Но в этот список были включены также и представители других структур, в том числе и "Свободной России". Однако намерение Бакунина идти на выборы в такой компании было подвергнуто жесткой критике (по словам "яблочников", именно из-за "свободороссов") на бюро "Яблока". Потом собралась партконференция подмосковной организации, и Бакунин положил партбилет на стол (к нему присоединились еще двое коллег по списку).
По словам Евгении Диллендорф, пресс-секретаря партии "Яблоко", "с ними отбыли и все протоколы о выдвижении кандидатов местными ячейками". Их в Подмосковье у "Яблока" 50. И тут в партии "поняли, что будет большая беда с документами". Но "яблочники" все равно хотят выдвинуть свой список, который, скорее всего, возглавят депутат Госдумы Галина Хованская и эколог Алексей Яблоков. "История неприятная, не могу вспомнить, чтобы у нас были такие случаи, - пояснила Диллендорф, - все это, видимо, было сделано для того, чтобы не дать нам выдвинуть свой список, теперь подмосковная организация, возможно, будет обращаться в правоохранительные органы, чтобы вернуть пропавшие документы".
Та же история была рассказана и с другой стороны. По словам Бориса Надеждина, буквально до нуля часов в ночь с пятницы на субботу СПС ждал ответа на свое предложение сформировать совместный с "Яблоком" список на базе "Яблока". Никакого ответа не поступило. "Я хочу специально обратиться сейчас к Явлинскому - не расцениваю это как победу", - заявил Надеждин с трибуны съезда. "Мы ни в чем не виноваты, мы не хотели ссориться с "Яблоком", - пояснил секретарь политсовета СПС позже, - поймите, я был готов честно вступить в "Яблоко", мое руководство было к этому готово, но Явлинский отказался встречаться". И потому ночью, посовещавшись по телефону, правые и бывшие "яблочники" приняли решение объявить об этом списке на съезде в субботу. По словам Надеждина, в списке на проходных местах действительно окажутся бывшие представители других партий - трое экс-"яблочников", один человек из ДПР, и один из "Свободной России".
Валерий Бакунин, активно совещавшийся с Надеждиным в кулуарах съезда, сообщил "РГ", что в субботу утром его бывшие однопартийцы поехали инспектировать офис подмосковной организации: "Сами от себя опечатывают, хотя я все оставил и ничего, кроме, может быть, каких-то личных архивов, не забирал". "Я считаю, что у партии "Яблоко" нет никаких шансов преодолеть барьер в одиночку", - заявил рядовой гражданин Бакунин. О своем будущем он говорить не спешит и на вопрос, собирается ли вступать в СПС, обещает ответить после выборов в Мособлдуму.
Конкуренты
и союзники
Тем временем съезд шел своим чередом. Валерия Новодворская, выразив радость по поводу отсутствия объединения, попросила беречь "чистого, честного, невинного Никиту Белых". А Егор Гайдар, по понятным причинам не присутствовавший на съезде, прислал своим коллегам ободряющее письмо. Анатолий Чубайс не прислал ничего, он, по словам Леонида Гозмана, в этот момент был в Карачаево-Черкесии.
Еще одним любопытным моментом стало официальное принятие партийной позиции по отношению к остальным демократам. Теперь СПС очень спокойно относится к небольшой демпартии "Свободная Россия" (которая явно играет на том же электоральном поле и теми же фигурами), но очень жестко критикует участников проекта "Другая Россия". Белых назвал этот проект "объединением, которое по степени радикальности опасно для будущего России, нас нет в "Другой России", потому что у нас нет другой России".
Также прояснилась ситуация и с республиканцами. Хотя Владимир Рыжков все же приехал на съезд СПС после уличной акции "Марш несогласных", а ряд представителей РПР пойдут по спискам правых в четырех регионах (в Вологодской и Псковской областях, в Питере и Красноярском крае), все переговоры между обеими структурами свернуты. Более того, способ формирования правыми своих выборных списков, выдергивая конкретных людей из других структур, явно ухудшит отношения с соседями по демократическому флангу.
Что же до кадровых изменений, то серьезных перемен можно будет ожидать только весной. Пока съезд СПС ограничился тем, что принял решение сократить состав программного комитета, и доверил Антону Бакову, введенному в федеральный политсовет, курировать предвыборные кампании.