В Подмосковье прошел второй симпозиум о творчестве Достоевского

Безусловно, только Достоевский мог собрать "здесь и теперь" такое количество культурных представителей со всего мира. В пансионате "Покровское" реально чувствовалось, что "наше все" - это скорее все-таки не Пушкин, а Достоевский. Для всего мира это уж точно...

 

 

Международный симпозиум "Русская словесность в мировом культурном контексте" известный специалист по творчеству Ф. М. Достоевского, автор нескольких монографий о великом писателе Игорь Волгин устраивает уже второй раз. Первый происходил два года назад в Москве в гостинице "Космос" и стал одним из самых заметных культурных событий 2004 года. В этом году "фанаты" Достоевского со всего мира встретились в прекрасном пансионате "Покровское" под Москвой.

География симпозиума впечатляет: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Испания, Япония, Сербия, Македония, Чехия, Италия, Аргентина, США... И это еще не все страны, которые приняли участие в симпозиуме. Заседания и "круглые столы" проходили одновременно в разных корпусах и аудиториях, что, естественно, нервировало людей, желающих послушать всех и сразу. И в самом деле: как сделать выбор между семинаром "Религиозно-философские искания русской литературы", которым руководил талантливый и яркий современный философ и писатель Владимир Кантор, семинаром "Судьба писателя: биография и история" (ведущие - С. Алоэ и В. Захаров) и семинаром "Русский язык как средство мировой коммуникации", где решались проблемы глобального порядка в национальном контексте, что было вообще-то свойственно Достоевскому с его "глобальным национализмом"?

"Примиряли" участников разных семинаров "круглые столы", которые, впрочем, тоже шли одновременно, на разных этажах и на разные темы.

Но самым интересным "круглым столом" стала встреча филологов, писателей, преподавателей на тему "Современная русская словесность: состояние и перспективы", которую провели критики Лев Аннинский и Владимир Новиков. Авторитет Достоевского для современных писателей, в том числе и самых молодых, не сопоставим ни с чем, так что проблема для обсуждения была самой благодатной.

Подобные культурные события говорят о том, что Россия после двух десятилетий, скажем так, культурного сумбура становится реальным мировым культурным центром, и она может себе позволить собрать несколько сотен людей со всего мира, чтобы поговорить о своем (и мировом, разумеется) литературном гении. И это само по себе уже приятно.