Российская газета | Какие вопросы вы планируете обсудить в Москве?
Мигель Анхель Моратинос | Главной темой предстоящих переговоров станет председательство Испании в ОБСЕ в 2007 году. Я хотел бы получше узнать интересы и пожелания такого значимого члена этой организации, как Россия, а также изложить главе российского МИДа Сергею Лаврову основные приоритеты нашей программы.
В Москве мы затронем тему так называемых "замороженных конфликтов" на территории СНГ - в Молдавии, Грузии и Азербайджане. Это одна из тех проблем, которые особенно беспокоят ОБСЕ. Причем позиция России является здесь ключевой. Предметом переговоров станут и наиболее актуальные из международных вопросов - Ближний Восток, Иран, Афганистан и Северная Корея.
РГ | Не считаете ли вы, что ОБСЕ нуждается в срочном реформировании, поскольку эта организация стала чрезмерно политизированной?
Моратинос | Реформа ОБСЕ на базе тех задач, которые были сформулированы на саммите стран - членов этой организации в Любляне в 2005 году, станет одной из тем моих предстоящих переговоров с Сергеем Лавровым.
Испания осознает, что в будущем году ей предстоит председательство в организации, имеющей долгую традицию. Мы не намерены навязывать кому-либо свои решения или изолировать кого-то от их принятия. Мы уделим особое внимание борьбе с терроризмом - проблеме, которая является приоритетной и для России. Но это не единственный вопрос, в котором вашей стране мы отводим важную роль. Мы знаем, какой существенный вклад Россия вносила в деятельность ОБСЕ на протяжении последних лет.
РГ | Существуют ли в двусторонних российско-испанских отношениях какие-либо проблемы, которые вас как главу МИД особенно беспокоят?
Моратинос | Российско-испанские отношения характеризует хороший политический климат без особенных разногласий. Но могу сказать, что больше всего работы нашим странам предстоит в сфере экономического сотрудничества. Хотя товарооборот существенно вырос - в 2006 году он превысит восемь миллиардов евро, Испания по-прежнему испытывает недостаток в торговых связях с Россией. Мы надеемся, что испанские компании, заинтересованные в российском рынке, смогут воспользоваться теми возможностями, которые представляются им, например, в энергетическом секторе или в сфере инфраструктуры.
РГ | Какой Испания видит свою роль в Евросоюзе?
Моратинос | В этом году мы отметили 20-ю годовщину нашего вступления в ЕС. За эти годы страна добилась влияния и авторитета среди других членов единой Европы, что позволяет ей играть центральную роль в европейской интеграции. Систематическое выполнение Мадридом пакта о стабильности и развитии, а также ратификация евроконституции на всенародном референдуме дает нам неоспоримое моральное право занимать лидирующие позиции в общеевропейском проекте.
Испания в полной мере придерживается принципов, на которых основана политика расширения ЕС. Это означает прежде всего необходимость выполнять наши текущие обязательства и способствовать условиям, при которых включение в ЕС новых членов стало бы успешным.
РГ | Насколько жизнеспособным вы считаете проект "Альянс цивилизаций", разработанный Испанией и Турцией для противодействия международному терроризму?
Моратинос | Альянс цивилизаций был создан как эффективный механизм для налаживания взаимопонимания между двумя мирами - западным и исламским. Другими словами, этот проект предназначен не только для борьбы с терроризмом. Испания считает, что проблема международного терроризма должна решаться с точки зрения глобальной политики, которая будет совмещать в себе вопросы безопасности с социоэкономическими элементами. Это позволит избавиться от проблем, которые служат терроризму в качестве повода для оправдания.
РГ | Испания совместно с Францией и Италией разработала новые инициативы по урегулированию ближневосточного конфликта. Каким образом стороны намерены реализовать этот план в условиях категорического несогласия Израиля с его основными пунктами?
Моратинос | Самое главное на данный момент - достичь базового консенсуса по поводу проблем региона. Такое согласие могло бы возникнуть вокруг основных условий, принятых всеми сторонами и заинтересованными участниками. Я имею в виду, во-первых, отказ от насилия и ведение переговоров как единственный выход из конфликта. К этому стоит добавить необходимость более полного участия международного сообщества в данной проблеме. Именно с такой точки зрения следует рассматривать ближневосточные инициативы, подготовленные Францией, Италией и Испанией в ноябре 2006 года.