19.12.2006 03:00
    Поделиться

    Гарегин Тосунян и Павел Медведев о появления на "черном" рынке базы данных с информацией о клиентах банков

    Утечка баз данных банков реально ударила по заемщикам

    "База данных на 700 тысяч заемщиков, которые брали кредиты в торговых сетях, является подделкой", - заявил Гарегин Тосунян. Он отметил, что в таких базах данных лишь малая часть информации является достоверной, остальное же сфальсифицировано. Его попытки защитить престиж российских банков вполне понятны, странно, только, почему в его заявлении прозвучала цифра 700 тысяч, может быть, он имел в виду предыдущую утечку банковской информации. 15 августа 2006 года ряд бюро кредитных историй и банков получили по электронной почте предложение купить базу данных заемщиков, бравших потребительские кредиты. База содержала имена 700 тысяч записей.

    Сегодня речь идет уже о 3 миллионах заемщиков. Там есть данные о просрочках и неплатежах по кредитам, а также отказах в их выдаче. В ней также содержится вся конфиденциальная информация о заемщике, гарантом которой, как известно, должен выступать банк: имя, телефон, домашний адрес, место работы и информация, по какой причине заемщик попал в базу - просрочка по кредиту, отказ в его выдаче и причины отказа.

    Банкирам, конечно, стыдно. Ряд представителей банков заявили, что они не будут пользоваться такой базой данных. По их мнению, использование информации из сомнительного источника приведет лишь к увеличению рисков при работе с частными клиентами. Банки предпочитают работать с проверенными бюро кредитных историй.

    Банкиры считают, что раздувание скандала с продажей базы данных может привести к замедлению темпов роста потребительского кредитования. Кроме того, люди, которые берут потребительские кредиты в банках, начнут отказываться передавать о себе информацию в бюро кредитных историй.

    Между тем службы безопасности крупнейших российских банков, занимающихся потребительским кредитованием, начали внутренние расследования по факту утечки информации, составляющей банковскую тайну. Цель проверок - определение достоверности содержащейся в этой базе информации и определение источника ее утечки. Однако неофициально во многих банках признают, что в большинстве случаев содержащаяся в базе информация правдива.

    Откуда же банковская информация появилась на свободном рынке, какие структуры "дали течь"? Некоторые банкиры полагают, что сами банки допускают серьезные промахи в вопросах организации служб безопасности и, очевидно, в этих службах работают люди, которые недобросовестно подходят к исполнению своих служебных обязанностей, а, следовательно, большую роль в возникновении таких чрезвычайных ситуаций играет пресловутый человеческий фактор.

    По мнению участников рынка, нелегальный рынок кредитных историй скоро догонит объемы легального - по данным Банка России, 23 российских бюро кредитных историй (БКИ) за два года работы сумели собрать 10 миллионов записей о заемщиках. Запрос в БКИ только по одному заемщику стоит порядка 0,5 доллара, при этом срок предоставления информации по запросу может занимать несколько дней, поэтому некоторые банки предпочитают пользоваться нелегальной информацией. Утечка базы данных заемщиков подрывает имидж бюро кредитных историй и ставит под сомнение саму идею формирования цивилизованного рынка кредитных историй.

    Конечно, от утечки информации страдает престиж БКИ и банков. Но их ущерб несравним с ущербом клиентов банков. Информация о долгах это не только удар по репутации человека, но и прямая угроза его благосостоянию и даже жизни. Не секрет, что у нас в стране уже действуют сотни, а то и тысячи так называемых коллекторских агентств, которые занимаются выбиванием долгов. Закона об этих агентствах пока нет, и многое "выбивалы" пользуются этим, работая на грани криминала. Кроме того, часто под видом коллекторского агентства действуют просто бандиты.

    Как защититься от от недобростовестного хранителя информации, который допустил утечку? За разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность, и можно подать в суд на банк, которому вы доверили информацию. Но даже в этом случае необходимо, чтобы банк официально подтвердил факт утечки данных, а он этого, конечно, не сделает. Даже, если произойдет чудо, единственное, на что может рассчитывать ответчик, - компенсация морального ущерба, а это 50-100 рублей.

    Парламентарии убеждены, что банковская тайна является одной из основных составляющих, на которой базируется доверие вкладчиков и кредиторов. Необходимо вносить поправки в закон о банковской тайне и ужесточать меры наказания за ее разглашение, вплоть до уголовной ответственности. Базы данных с информацией о заемщиках банка должны получить гриф секретности. Кроме того, убеждены законодатели, необходимо ограничить круг лиц, имеющих доступ к этой информации.

    "Конечно, закон о банковской тайне несовершенен, но он нужен, чтобы наказывать тех, кто его переступает", - считает Павел Медведев. - Вопрос в другом, поймают ли этого правонарушителя, учитывая то, что в России правоприменительная практика не идеальна".

    Глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников призвал "максимально жестко" наказать виновных в утечке конфиденциальной банковской информации.

    Поделиться