19.12.2006 03:10
    Поделиться

    Профсоюзы боятся наплыва мигрантов

    Чем может обернуться легализация рабочей силы из стран СНГ

    Откуда взялась квота 6 миллионов трудовых мигрантов? А именно такую цифру назвало правительство в постановлении о квотировании на 2007 год иностранной рабочей силы, прибывающей в Россию в безвизовом режиме. Как эта квота разбита по регионам и как она сочетается с безработицей в регионах? И почему, принимая такие социально значимые решения, правительство не посоветовалось с другими сторонами социального партнерства? Эти и другие подобные вопросы профсоюзы и работодатели обрушили на координаторов Российской трехсторонней комиссии (РТК, в которую входят представители правительства, работодателей и профсоюзов) на очередном заседании комиссии.

    Напомним, что этим летом было принято два закона, которые существенно меняют правила учета и пребывания иностранных граждан на территории России и которые вступают в силу 15 января. Для того чтобы эти законы вовремя заработали, необходимо было подготовить около 30 подзаконных актов, большинство из которых на сегодняшний день уже подготовлены и приняты. В том числе несколько постановлений правительства.

    В частности, в середине ноября вышли два постановления, вводящих квоты на привлечение иностранной рабочей силы из стран, с которыми у нас визовый режим (308 тысяч человек) и из стран с безвизовым режимом (6 миллионов человек). Миграционные потоки "визовиков" у нас регулируются уже много лет. Безвизовых работников (из стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана) решено квотировать впервые. Такое право дал правительству исправленный летом Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Но видно было, что многие члены РТК, особенно среди профсоюзной ее части, с новым законодательством незнакомы. Впрочем, представители правительства признали, что вынуждены были нарушить регламент - из-за ограниченности времени на подготовку подзаконных актов многие из них действительно не обсуждались с представителями профсоюзов и работодателей. Поэтому уже на заседании РТК директору департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы минздравсоцразвития Александру Сафонову пришлось на пальцах объяснять коллегам, почему приняты именно такие решения, а не другие.

    6 миллионов работников из стран СНГ - таковы предложения регионов, которые давались, исходя из местных потребностей. Когда к нам приезжает гастарбайтер по визе, его должен пригласить на работу российский работодатель, который, в свою очередь, должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Безвизовый иностранец должен сам получить разрешение на работу в России, заплатив госпошлину. Он уже самостоятельно ищет работу.

    Тем не менее члены РТК не могли сориентироваться: 6 миллионов - это много или мало? Остаются сомнения и резонные вопросы: не перенасытит ли такая квота некоторые секторы экономики? А может, наоборот, оголит? Например, ту же мелкорозничную торговлю, где с 15 января могут работать не более 40 процентов иностранцев, а с 1 апреля и вовсе ни одного не должно быть? Отвечая на эти вопросы, Александр Сафонов сообщил: по результатам 2005 года, официально в стране трудились 584 тысячи работников из стран СНГ. С другой стороны, неофициально, по разным оценкам, у нас находится от 6 до 10 миллионов иммигрантов. Поэтому квота в 6 миллионов, как сейчас представляется, оптимальна. Что касается рынков и прочих ларьков, то местным властям дан достаточный срок для замещения иностранцев местным населением.

    И все же сомнения полностью не развеялись. Один из представителей профсоюза угольщиков заметил, что действующее трудовое законодательство не защищает отечественного работника от демпинга иностранцев. В частности, в Кузбассе берут шахтеров из Казахстана по индивидуальным договорам, а наши шахтеры работают по тарифному соглашению. И то и другое законно, а разница в зарплате существенна, поэтому работодателю выгоднее брать непривередливых казахстанцев. А в Якутии, рассказал другой профсоюзный лидер, работодатели постоянно грозят: будете требовать повышения зарплаты, пригласим таджиков. Очевидно, что в некоторых отраслях иностранцы реально создают нездоровую конкуренцию местной рабочей силе.

    Работодателей же волнует другое. Например, что делать с квалифицированным работником из визовой страны, который на абсолютно законных основаниях трудится в аптеке и срок договора у него кончается весной. Но по недавнему постановлению N 683 с 15 января допускать иностранцев к лекарствам и алкоголю запрещено. Что делать работодателю? Уволить - значит нарушить трудовой договор. Значит, придется выплатить неустойку. А за чей счет отправлять человека на родину?

    Работодатели предполагают, что подобных коллизий возникнет немало. Ответа на них пока нет. И, по-видимому, нестыковки будут возникать до тех пор, пока у нас не появится наконец главный документ, который по логике должен стоять впереди всех остальных - это Концепция государственной миграционной политики. Ее у нас до сих пор нет. Российская трехсторонняя комиссия приняла решение рассмотреть в первом полугодии 2007 года проект такой концепции.

    Поделиться