Как заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, многие идеи этого реформатора остаются актуальны и используются нынешним правительством - например, при реализации нацпроекта в сфере сельского хозяйства.
Вчера в Москве состоялось заседание Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных столетию реформ Столыпина. По словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, возглавляющего Оргкомитет, сейчас перед Россией стоят задачи, во многом схожие с теми, с которыми пришлось столкнуться правительству сто лет назад. "Столыпин сумел предложить и реализовать целостную программу модернизации нашего государства. Прежде всего известна его аграрная реформа, но это было не все. Речь шла и о перестройке промышленности, о перевооружении армии, об укреплении Российского государства в целом", - рассказал Медведев. Первый вице-премьер признался, что его очень впечатляют цифры, характеризующие рост российской экономики во времена премьерства Петра Столыпина.
"В значительной мере мы даже отсчитываем какие-то рубежи сегодня от тех цифр, которые были заложены в период тех реформ", - заявил Медведев.
Между прочим, нынешнему кабинету министров пока еще не удалось повторить экономические успехи столыпинского правительства: к 1910 году рост ВВП в Российской империи превысил восемь процентов и продолжал быстро расти вплоть до начала Первой мировой войны. И это притом что в те времена наша экономика не находилась в полной зависимости от экспорта сырья. В 2006 году ВВП в России увеличится, по предварительным оценкам, на 6,9 процента. А уже в следующем году, по оценкам самого правительства, составит 6 процентов.
По мнению куратора нацпроектов, "главное, что показали столыпинские реформы, это то, каким огромным созидательным потенциалом обладает народ России, ведь ставка при их проведении была сделана в первую очередь на тех, кто хочет трудиться, на тех, кто обладает инициативой и предприимчивостью". Точно так же и сегодня правительство старается поддерживать инициативных граждан. Как и во времена Столыпина, в России в настоящее время активно развивается система кредитования крестьян. По данным Дмитрия Медведева, в 2006 году в рамках нацпроекта "Развитие АПК" будет выдано примерно 150 тысяч кредитов. А в 2005 году крестьяне взяли всего несколько тысяч кредитов. Дмитрий Медведев отметил, что сейчас в нашей стране насчитывается около 16 млн. подсобных хозяйств и 257 тысяч фермерских, "а малые формы хозяйствования на селе становятся все более активными в агропроизводстве"."Это вселяет уверенность, что наши общие усилия по возрождению российского села обязательно принесут эффект. Несмотря на истекшие очень трудные для нашего села годы в России сохранились крестьянские устои", - подчеркнул первый вице-премьер.
Вчерашнее заседание во многом напоминало урок истории, участники которого восхищенно перечисляли достижения Петра Столыпина. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил, что нашей стране только в 2002 году удалось повторить те рекордные показатели по экспорту зерна, которые были зафиксированы в 1912 году благодаря аграрной реформе Столыпина. "Исторические параллели между реформами Столыпина и национальными проектами очевидны", - считает Гордеев. Заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Павел Пожигайло рассказал, что, изучая данные о состоянии экономики и демографии в России перед Первой мировой войной, можно сделать однозначный вывод, что наша страна к 1945 году должна была завоевать доминирующие позиции в мировой экономике, а численность ее населения могла к этому времени достигнуть 450 млн. человек.
Дмитрий Медведев остановил этот поток восхвалений, заявив, что достижения и недостатки эпохи Столыпина следует "оценивать холодным умом". Кстати, первый вице-премьер, судя по всему, является поклонником другого великого русского реформатора - Сергея Витте, который был предшественником Столыпина на посту председателя Совета министров. Во всяком случае, в рабочем кабинета Медведева висит парадный портрет именно графа Витте, а не Столыпина. Витте среди историков считается политиком более либерального, демократического толка, чем Столыпин. Сергей Витте обвинял Петра Столыпина в неоправданном "зажиме" прав и свобод граждан, неуважении к парламенту и даже в коррупции. Возможно, слова первого вице-премьера о том, что "нет никакого смысла переносить в наше время все применявшиеся Столыпиным подходы" были навеяны как раз изучением истории реформ в России начала двадцатого века.
По мнению Медведева, "основные положения" реформ столетней давности еще "предстоит воплотить в жизнь". В то же время он отметил, что ему бы очень не хотелось, чтобы еще через сто лет историки говорили о нынешних реформах точно так же, как говорят сейчас о столыпинских: как о незаконченных и прерванных.
Кстати, ни один из участников вчерашнего заседания решил не вспоминать о еще одном важном юбилее, связанном с именем Петра Столыпина: 95 лет назад этот реформатор был убит революционером Дмитрием Богровым.