Российская газета | Марат Галимьянович, люди жалуются на судей и вынесенные ими решения. Как вы считаете, о чем это говорит?
Марат Вакилов | В судах не пряники раздают. Мы выносим приговоры, решаем споры, рассматриваем жалобы. В Верховном суде РБ работают 74 судьи, в районных судах - 383 федеральных и 182 мировых. Они выдают на-гора огромное количество решений по уголовным, гражданским и административным делам. Сказать, что все судьи работают спустя рукава, я не могу. Нагрузка на них в республике и в целом в Приволжском федеральном округе очень большая. И ежегодно она увеличивается. Число гражданских дел каждый год возрастает на 16-17 процентов. Это говорит о том, что люди сегодня горят желанием отстоять свои права. Суд открыт для каждого, он имеет состязательный характер для участников процесса, а функция судьи заключается только в том, чтобы помогать сторонам. На мой взгляд, судьи мировых, районных судов и Верховного суда работают с полной отдачей.
РГ | В редакцию Приволжского представительства "Российской газеты" в Уфе поступило много претензий к работе уфимского районного и туймазинского судов. Почему?
Вакилов | Уфимский районный суд выполняет большой объем работы. Его возглавляет Зульфира Сабитова. Она опытный специалист, но коллектив у нее молодой. Хотя ребята перспективные и работоспособные.
РГ | К нам поступила коллективная жалоба от сотрудников ГИБДД, в которой говорится о том, что один из этих "молодых и перспективных" сотрудников суда систематически прекращает производство по административным делам в отношении водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом состоянии.
Вакилов | Подобная картина наблюдается по всей республике. Поясню. В течение двух месяцев с момента возбуждения дисциплинарного производства суд должен рассмотреть и завершить дело. Бывает, что мировому судье оно направляется несвоевременно или в порядке апелляции доводится до районного суда. В этом случае нарушаются сроки рассмотрения дела и его прекращают. В то же время мы выявляем тех судей, которые намеренно затягивают рассмотрение материалов об административных правонарушениях. В отношении таких "деятелей" возбуждается дисциплинарное производство.
РГ | Житель столицы сообщил корреспондентам "РГ", что в селе Зубово Уфимского района возводятся коттеджи для местных судей. На стройке ударно трудятся гастарбайтеры, которые не имеют регистрации и разрешения на работу. Иностранные нелегалы, пользуясь авторитетом высоких покровителей, употребляют наркотики, приводят в свой вагончик распутных женщин и нагло ведут себя по отношению к местным жителям. Даже участковый милиционер обходит их стороной. Имена и фамилии судей упоминаются, и мы передаем их вам.
Вакилов | Я очень рад, что судьи строят себе дома. Они не ждут у моря погоды и самостоятельно решают свои жилищные проблемы. В то же время судьи не имеют морального права нанимать лиц без регистрации и разрешения на работу. Им нельзя ронять свой статус - высокий и ответственный статус вершителя правосудия. Я не понимаю, почему участковый уполномоченный столь беспринципно относится к своим прямым обязанностям. Милиционер должен был составить протокол и довести до своего руководства сведения о нарушении закона, если оно действительно имело место.
РГ | Много жалоб на волокиту в судах. Жительница Туймазов Надежда Равилова, в частности, сообщила нам, что районный суд не восстановил ее на работе, а Верховный суд республики это решение отменил. Означает ли это, что первоначально судья вынес незаконный вердикт, и какую ответственность он за это понесет?
Вакилов | Верховный суд удовлетворил ее жалобу и направил дело на новое производство. Поэтому заявительница должна думать не о том, как наказать судью, а как восстановиться на работе. В то же время, если есть достаточные основания полагать, что судья допустил умышленные нарушения при отправлении правосудия, можно привлечь его к ответственности. Было бы неправильно наказывать судей только за то, что их решение отменено Верховным судом РБ. Ведь судья принимает вердикт лично, на основании добытых доказательств. Возможно, он молодой, неопытный, неправильно оценил какие-то факты. А в Верховном суде работают профессионалы с большим стажем, коллегия состоит из трех составов судей.
РГ | После возвращения дела на повторное рассмотрение, какие устанавливаются сроки для новой процедуры?
Вакилов | В течение месяца-полутора должно быть вынесено решение. Если, конечно, не будет уважительных причин для переноса заседаний.
РГ | Часто ли вам приходится вносить представления в отношении судей за волокиту и низкую квалификацию?
Вакилов | За шесть лет работы я внес более сорока представлений в квалификационную коллегию судей, десять из них рассмотрено в этом году. Основная причина -судебная волокита. Будет наказывать коллегия судью или нет - это уже не мой вопрос. Главное, чтобы эти случаи стали предметом широкого обсуждения в профессиональной среде. В этом сила моего обращения. Год назад, к примеру, по моему представлению был лишен полномочий председатель Куюргазинского райсуда, который был задержан за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
РГ | Как вы относитесь к присутствию общественных наблюдателей, журналистов на процессах?
Вакилов | Дела разбираются во всех судах в открытой форме. Но есть небольшие исключения. То есть любой человек может прийти в суд, показать приставам паспорт, пройти проверку на наличие недозволенных вещей и присутствовать на судебном заседании. Если судья разрешит, то он может вести аудиозапись и фотосъемку. Бывает, что участники процесса выражают протест и просят удалить из зала заседания посторонних лиц и представителей СМИ. Этот вопрос решает судья. Иногда это, действительно, необходимо. Например, обвиняемый в присутствии большого числа людей стесняется говорить о том, как совершал преступления.
РГ | Нередко судьи рассматривают дела в своих кабинетах, в которых все желающие не могут поместиться.
Вакилов | Сегодня это объективная реальность. Многие дела слушаются в кабинетах судей на маленьких площадях. Да и сложно вести процесс при большом стечении людей. Суд - это не концерт и не театральная площадка. Судья должен управлять процессом. Как это ни странно, но бывает, гнев участников и наблюдателей обрушивается на потерпевшего, а не на того, кто совершил преступление.
РГ | Вопрос от жителя Туймазов Николая Гусака. Он спрашивает, имеет ли право председатель городского суда Марат Кальметьев выступать в средствах массовой информации и высказывать мнение по поводу рассматриваемых судебных дел, хотя по ним еще нет окончательных решений?
Вакилов | В кодексе о судейской этике говорится, что судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве до вступления в законную силу приговора или постановления. Если к нам обратятся с таким заявлением и в ходе служебной проверки данный факт подтвердится, у меня есть право поставить вопрос перед квалификационной коллегией судей республики о привлечении данного специалиста к дисциплинарной ответственности за нарушение судейской этики.
РГ | Какова средняя заработная плата судей?
Вакилов | У судей Верховного суда РБ - 49,7 тысячи рублей, у федеральных - 43 , у мировых - 37 тысяч. С нового года зарплата судей вырастет на 7,2 процента. По нынешним временам это достойный заработок, и он обязывает судей профессионально исполнять свои обязанности. У меня есть моральные основания требовать с каждого из них, чтобы все дела рассматривались качественно и в срок. Судейская работа - это шахтерский труд, тяжелый и изнурительный.
РГ | Имеет ли место коррупция в рядах судей?
У судей Верховного суда РБ средняя зарплата 49,7 тысячи рублей, у федеральных - 43 , у мировых - 37 тысяч. С нового года она вырастет еще на 7,2 процента
Вакилов | Достоверных данных, что кто-то из судей - коррупционер, у меня нет. Возможно, что бывают случаи, когда судью некие лица финансово заинтересовали в исходе дела, но чтобы это доказать, необходимо провести следственные действия. Сегодня многие пытаются обвинить суды в коррумпированности, и часто голословно.
РГ | Как вы относитесь к тому, что в последнее время суды начали приговаривать преступников к длительным срокам условного осуждения? Подобные вердикты вызывают разочарование у потерпевших и недоумение у сторонних наблюдателей. Вам не кажется, что это провоцирует дополнительные вопросы в первую очередь к судебной системе?
Вакилов | В настоящее время закон позволяет назначать условно до восьми лет лишения свободы с испытательным сроком до пяти лет. Но это решение должно приниматься индивидуально, в зависимости от того, кто на скамье подсудимых. Условное наказание - тоже наказание. Ведь все эти годы осужденный несет тяжелое бремя. По сути, он отбывает наказание среди своих близких. И если этот человек совершит малейшее административное правонарушение, допустит ДТП, то может быть отправлен в места лишения свободы.
РГ | Когда будет введено аудиопротоколирование судебных заседаний в республике и есть ли в этом необходимость?
Вакилов | Эта мера позволит более объективно вести судебные заседания. Программа продления судебной реформы до 2011 года предполагает не только аудио-, но и видеозапись процессов. На сегодняшний день мы ведем протокол судебного заседания только на бумаге, и всегда были жалобы на неточность его ведения. Технические средства позволят снять эту проблему. В скором времени уголовная коллегия Верховного суда республики разместится в новом здании по улице Пушкина. Оно будет оснащено по последнему слову техники. Как только мы его откроем, так сразу начнем вести запись судебных заседаний. Лишь бы судьи были готовы к этому. А в целом через два-три года такая возможность появится во всех судах республики. Кроме этого, к 2011 году в республике будет введена государственная автоматизированная система "Правосудие".
РГ | Пенсионерка из Уфы Малика Хисамова спрашивает, почему в судах зачастую работают дети служителей Фемиды и их родственники. Не говорит ли это о клановой структуре судейского сообщества Башкортостана?
Вакилов | У учителя сын - учитель, у врача - врач, у судьи - судья. Почему эта тенденция должна иметь негативную подоплеку? Я всегда говорю своим коллегам, чтобы их дети продолжали наше общее дело. Как правило, круг общения судей очень узок, корпоративные правила поведения к этому обязывают. С малых лет наши дети воспитываются в духе судейской этики.
РГ | Зафиксированы случаи, когда федеральные судьи рассматривают хозяйственные споры, подсудные их арбитражным коллегам. Например, в 2002 году по решению Туймазинского суда рейдерами отчуждалось имущество Таганрогского металлургического комбината. Как вы боретесь с участием судей в захвате предприятий?
Вакилов | Я очень строго слежу за этим и выношу представления в квалификационную коллегию судей о досрочном прекращении полномочий таких служителей Фемиды. В этом году я направил документы на судью Кировского района столицы за то, что он рассмотрел неподсудное дело и наложил арест на имущество в хозяйственном споре. Я считаю, что судей, которые берутся за рассмотрение дел подобного характера, нужно строго привлекать к дисциплинарной ответственности, а в случае установления умысла - к уголовной.