России нужна стратегия океанской деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу - к такому выводу пришла вчера Морская коллегия под руководством вице-премьера Сергея Иванова.
Последнее ее заседание в этом году зампред правительства открыл традиционным ударом корабельной рынды. Сказать, что колокол звонил по нашему флоту, - погрешить против истины. Однако вопросы, затронутые на Морской коллегии, и звучавшие там оценки были так же далеки от победных реляций, как Москва от Кейптауна.
Вообще о плачевном состоянии российского флота, в первую очередь гражданского, его причалов и портов, разграблении национальных биологических ресурсов в последние годы сказано немало. Дело едва не дошло до крайности - ослабление госконтроля за морями-океанами и погоня за сиюминутной выгодой в конце 90-х поставили под сомнение статус России как великой морской державы. Его фактическое возрождение началось в 2001 году, когда у страны наконец появилась новая Морская доктрина. Насколько эффективно она выполняется, говорили вчера на коллегии.
- Если в военной области у нас дела идут более или менее благополучно и по ряду направлений мы являемся лидерами, то в гражданском судостроении у нас просто беда, - был объективен вице-премьер.
Проблем на самом деле хватает, а список первоочередных задач растянулся, как Андреевский флаг на северном ветру. Надо, к примеру, глубоко модернизировать флот, а это невозможно без развития судостроительной промышленности. Внимания требуют морские перевозки, в том числе в Арктической зоне и по трассе Северного морского пути, а специалисты никак не определятся, как и в каком направлении развивать атомный ледокольный флот. Кроме того, стремительно стареет промысловый флот.
С этими и другими бедами Сергей Иванов предложил бороться комплексно и на основе государственно-частного партнерства. Системные меры по преодолению системного кризиса решено сформулировать в объемной "Стратегии морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на более отдаленную перспективу". В ближайшее время такую же стратегию по судостроению обсудят в правительстве. Что же касается инвестиционных проектов, то их отбором займется специальная секция Морской коллегии. К работе в ней планируют привлечь известных экономистов и представителей крупного бизнеса.
Для негосударственных структур и частного капитала морская сфера готова обернуться настоящим Клондайком. Туда направляют огромные бюджетные средства, и борьба за право их осваивать ожидается нешуточная. Как заявил вчера Сергей Иванов, в будущем году в России создадут три судостроительных холдинга, в том числе один - дальневосточный. Задача сформулирована так: до 2010 года увеличить объем российского судостроения в 1,5 раза, к 2015 году - в 2,2 раза.
- Более интенсивно будут строиться гражданские суда, к 2020 году их доля составит 40 процентов общего объема производства, - пообещал замминистра промышленности и энергетики Андрей Реус.
Кроме того, в будущем году в России думают принять федеральную целевую программу продвижения отечественных судов на мировые рынки и заняться внедрением лизинга. Этот сегмент также открывает неплохие перспективы для бизнеса.
Сколь ни удивительно это звучит, но до последнего времени государственно-частное партнерство в морской деятельности ограничивалось, как правило, случайными контрактами. В то же время крупные проекты одинаково неподъемны как для государства, так и для частника. Например, освоение континентального шельфа по затратам соизмеримо с полетом в космос. А модернизация судостроительной и судоремонтной промышленности требует средств, которых у предприятий просто нет. Как ни крути, но кооперироваться придется.
- Мировой опыт свидетельствует, что реализация крупных морских проектов всегда связана с привлечением не только государственного, но и частного промышленного, банковского, страхового и иного капитала, - напомнил на коллегии Сергей Иванов.
Между прочим, такая кооперация выгодна частникам уже потому, что часть неизбежных в производстве коммерческих рисков гарантированно берет на себя государство.