20.12.2006 04:00
    Поделиться

    Михаил Юревич: Мы неплохо справились с нацпроектами

    О том, что сделано на территории Челябинска в рамках реализации национальных проектов, об успехах и трудностях при их осуществлении, корреспондент "Российской газеты" беседует с мэром города Челябинска Михаилом Валериевичем Юревичем.

    Здравоохранение

    Российская газета | Один из давних наболевших вопросов - дефицит участковых врачей, медсестер и врачей общей практики в поликлиниках города. Как решается эта проблема?

    Михаил Юревич | Могу сказать, что благодаря реализации национального проекта "Здоровье" ситуация в сравнении с 2005 годом изменилась в лучшую сторону. Судите сами: если в прошлом году потребность в участковых терапевтах была реализована лишь на 64,6 процента, то в нынешнем - уже на 82 процента. Количество участковых педиатров выросло на 13,4 процента и составляет 97,4 процента.

    Один из рычагов, с помощью которого удалось заинтересовать медицинский персонал, - рост заработной платы. Например, доходы медсестер выросли сразу на 74 процента. Они получают сейчас по 9 тысяч рублей. Благодаря этому укомплектованность медсестрами, работающими с участковыми педиатрами, удалось довести до 92,6 процента.

    Зарплата выросла у всех работников первичного звена. С 1 января 2006 года участковые терапевты, педиатры и врачи общей практики стали получать в среднем 18,5 тысячи рублей. А с 1 июля мы приступили к выплате дополнительных надбавок врачам и фельдшерам скорой помощи. Таким образом, их зарплата выросла на 41 процент. Всего за прошедшие 11 месяцев челябинский областной ФОМС перечислил на эти цели 142,4 миллиона рублей.

    Еще один актуальный момент - обучение персонала. За 10 месяцев этого года профессиональную подготовку прошли 184 врача (115 процентов от плана). Из них: 83 участковых терапевта, 66 педиатров, 35 врачей общей практики и 114 медсестер.

    РГ | А как укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений?

    Юревич | Национальный проект "Здоровье" предусматривает выделение из средств федерального бюджета 106 миллионов рублей на покупку медицинского оборудования. Город уже освоил 96 миллионов. Было приобретено 20 единиц рентгеновского оборудования, 24 аппарата ультразвукового исследования, 29 электрокардиографов, 8 эндоскопических аппаратов и 10 единиц лабораторного оборудования. Кроме того, город получил 53 новых машины "скорой помощи": 30 машин класса "А" и 23 класса "В" оснащены современным диагностическим оборудованием.

    По программе "Здоровье" медицина в регионах финансируется в достаточных объемах. В свою очередь, за счет средств городского бюджета мы приобретаем самое современное, дорогостоящее оборудование. Например, недавно для ГКБ N 5, специализирующейся на проктологии и урологии, мы приобрели передвижной литотриптор, позволяющий удалять камни из мочеточников и почек без хирургического вмешательства.

    Похожий аппарат, но сильно устаревший, в больнице был, но три года назад он вышел из строя. Современный литотриптор обошелся городскому бюджету в 19 миллионов рублей.

    Для ГКБ N 3 мы за счет средств городского бюджета приобрели ангиографичекую установку. Она позволяет делать диагностику и выявлять на ранних стадиях сложнейшие заболевания сосудов, вовремя предотвращать инфаркты, инсульты и другие сердечно-сосудистые заболевания. Уже в ближайшее время врачи планируют делать операции на головном мозге, которые раньше были недоступны. Операции при гинекологических опухолях и многие другие.

    Не побоюсь этого сказать, но для нашего города это была революция в медицине. Оборудование такого класса смогли позволить купить только Магнитогорск, Екатеринбург и две столицы - Москва и Санкт-Петербург. Городскому бюджету установка вместе с расходными материалами обошлась в 54 миллиона рублей. Но я считаю, что это самое выгодное вложение денег, поскольку это вложение в здоровье горожан.

    За счет городского бюджета для детской городской поликлиники N 3 приобретена и введена в работу новая барокамера - гипобарический 6-местный комплекс "Таганай-2". Он предназначен для лечения детей с бронхиальной астмой, заболеваниями вегетососудистой системы, с прогрессирующей патологией зрения и многими другими заболеваниями.

    Однако мы приобретаем и другое оборудование, не столь дорогое, но не менее важное и нужное. Думаю, что за два-три года действия программы "Здоровье" челябинские больницы будут полностью переоснащены.

    РГ | Национальный проект "Здоровье" призван улучшить качество медицинских услуг. Это особенно важно, когда речь идет о детях.

    Юревич | Вы совершенно правы. Более того, реализацию этого национального проекта мы начали, что называется, с самого начала человеческой жизни - роддомов, женских консультаций, детских поликлиник. Благодаря приобретенному в рамках нацпроекта современному оборудованию мы получили возможность обследовать большее количество детей на выявление различных заболеваний. За 10 месяцев текущего года было обследовано почти пять тысяч новорожденных.

    Налажен контакт с 7 роддомами и 19 женскими консультациями Челябинска, которые участвуют в работе с родовыми сертификатами. За 11 месяцев 2006 года в городе было выдано 11 882 сертификата на 79,3 миллиона рублей. За счет полученных средств больницы смогли приобрести новое оборудование на 11,4 миллиона рублей.

    РГ | Вакцинация населения в целом по области проходила со скрипом. В регионе лишь Челябинск придерживался плана. Как обстоят дела сейчас?

    Юревич | В 2006 году вакцинацию должны пройти почти 240 тысяч челябинцев. За 11 месяцев против каревой краснухи было привито почти 100 процентов детей и подростков от 5 до 17 лет. Вакцинация против гриппа продолжается. Пока привито 64,3 процента детей дошкольного возраста, 83 процента учащихся

    1-4-х классов и 08,4 процента пожилых людей старше 60 лет. Прививку поставили также работники образовательных учреждений города - 85,9 процента и медицинские работники - 95,2 процента.

    Еще одно важное направление - выявление ВИЧ-инфицированных больных. За девять месяцев 2006 года было обследовано почти 50 тысяч пациентов. Диагноз подтвердился у 341 человека. В результате акции "Антиклещ" привито около 37 тысяч челябинцев, в том числе 20 тысяч детей.

    В итоге всех мероприятий в Челябинске произошло снижение заболеваемости вирусным гепатитом А в 2,4 раза (58 случая), гепатитом В на 19 процентов (41 случай), менингококковой инфекцией в 1,7 раза (30 случаев), гриппом в 2,9 раза (6659 случаев), клещевым энцефалитом в 3,8 раза (27 случаев).

    Образование

    РГ | А как в Челябинске обстоит дело с реализацией национального проекта "Образование"? Что удалось сделать за год?

    Юревич | Первые итоги уже подведены. Нацпроект реализуется первый год, и, конечно, есть определенные сложности. Тем не менее мы стараемся охватить вниманием все его направления. Если говорить о финансах, то в этом году на эти цели из бюджета города было направлено 118 миллионов 183 тысячи рублей.

    РГ | Вероятно, значительная доля средств идет на оснащение образовательных учреждений?

    Юревич | Да, это одно из важнейших направлений нацпроекта. Большую роль в развитии образовательной сферы города играет информатизация школ, обеспечение для них выхода в Интернет. А для этого необходимо не только соответствующим образом оснащать школы, но и развивать современные методы обучения на базе информационных технологий, повышать информационную компетентность учителей. Сегодня курсы по информационно-коммуникативным технологиям прошли 39 процентов педагогов.

    К настоящему моменту по федеральной программе городским узлом электросвязи подключено к сети Интернет 96 процентов учреждений образования. Это при том что компьютеризировано 97 процентов. Оплата безлимитного трафика и поставка телекоммуникационного оборудования также оплачиваются федеральным бюджетом. А за счет бюджета города до конца года к Всемирной сети будет подключено еще 50 учреждений дошкольного образования. Так что в новый, 2007 год все наши образовательные учреждения, кроме дошкольных, вступят, уже имея доступ к Интернету.

    В ближайшее время планируется создать единую корпоративную сеть, которая объединяла бы школы, управления образования районов и города, министерство образования и науки области. Сегодня в рамках реализации подпрограммы "Информатизация" освоено 6 миллионов 513 тысяч рублей из городского бюджета.

    РГ | Насколько известно, в Челябинске и раньше система образования поддерживалась в достаточной мере...

    Юревич | Да, существуют различные городские целевые программы, которые предполагают ряд мероприятий: от разработки механизмов ресурсного обеспечения до участия общественности в каждодневной жизни школ и детских садов. Программы эти успешно реализуются. Однако нацпроект позволил в первую очередь объединить федеральные, региональные и муниципальные ресурсы в этой сфере. Благодаря этому появилась возможность существенно материально поддерживать, поощрять и таким образом стимулировать работников образовательной сферы. Например, в 2006 году вознаграждение получили 4318 классных руководителей. Для этого были привлечены средства федерального бюджета - 44 миллиона 239 тысяч рублей и областного - 6 миллионов 830 тысяч рублей. В будущем году вознаграждение за классное руководство получат 686 педагогов коррекционных учреждений, учреждений для детей-сирот и школ-детских садов - уже за счет муниципальных средств. Сумма составит чуть более 18 миллионов рублей.

    Особое внимание уделяется учебным заведениям, внедряющим инновационные программы. В Челябинске муниципальные экспериментальные площадки открыты на базе 44 школ. Городской бюджет в прошлом году направил 51 миллион 170 тысяч рублей на стимулирование деятельности работающих там учителей. Поддерживаем и молодых педагогов - ежемесячную 40-процентную надбавку к зарплате получают 268 учителей.

    РГ | В Челябинске проводился Всероссийский конкурс "Учитель года", в котором участвовали лучшие из лучших со всей России. Каков, по-вашему, уровень мастерства челябинских педагогов?

    Юревич | Об этом можно судить прежде всего по уровню наших учебных заведений. В нынешнем учебном году в рамках системы грантового поощрения 15 челябинских школ получили по миллиону рублей из федерального бюджета, семь школ удостоились областного гранта в размере 500 тысяч рублей, три учреждения дошкольного образования получили по 150 тысяч рублей из казны региона, 21 дошкольное учреждение - по 100 тысяч рублей из того же источника.

    А 11-й и 31-й лицеи теперь имеют звание "Лучшая школа России".

    РГ | В поддержке нуждаются не только педагоги, но и дети. Это ведь тоже часть нацпроекта?

    Юревич | Безусловно. Полностью эта программа называется "Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи". 100 челябинских детей ежемесячно получают именные стипендии администрации города в размере 500 рублей. Стипендиатов номинируют по трем направлениям: образование, физкультура и спорт, искусство и культура. В этом году на мероприятия по поддержке одаренных детей уже затрачено 865 тысяч рублей.

    И уже есть результат. Растет количество челябинских ребят - призеров олимпиад и конкурсов всероссийского уровня. Только в нынешнем году 21 школьник получил президентскую премию в размере 60 тысяч рублей, а 28 детей награждены премиями губернатора Челябинской области по 20 тысяч рублей. А ученики лицея N 31 принесли Челябинску четыре международных награды.

    РГ | Путь к школе лежит через детский сад. Как развивается в Челябинске дошкольное образование?

    Юревич | Одна из наших самых больших проблем - как и других мегаполисов - нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях. Ситуация сложилась острая: по данным на 1 ноября 2006 года, в очереди в детские сады стоят 18 тысяч детей. Проблема требует незамедлительного решения.

    Администрация города ищет пути выхода из создавшегося положения. В планах, которые уже начинают осуществляется, - строительство детских мега-садов, переоборудование помещений под садики. В соответствии с программой развития дошкольного образования уже в этом году запланировано открыть 1418 мест в детских садах. До конца года план будет выполнен. Всего на реализацию подпрограммы из городского бюджета направлено 68 миллионов 529 тысяч рублей.

    РГ | Есть ли что-то новое в сфере управления образованием Челябинска?

    Юревич | Есть. В этом году создан и работает Совет руководителей образовательных учреждений города. Принципиально новой структурой стал Совет родителей обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений. По инициативе Совета родителей созданы общественные приемные, которые призваны формировать позитивное отношение общественности к проблемам образования. Таким образом, сейчас система образования в Челябинске получает новое развитие: теперь это головная боль не только педагогов и работников управлений. К решению проблем образования подключаются и государственные структуры всех уровней, и общественные организации.

    Градостроительство

    РГ | Как в Челябинске обстоят дела с реализаций национального проекта "Доступное жилье"?

    Юревич | Результаты выполнения национального проекта "Доступное и комфортное жилье" в Челябинске, несмотря на различные препоны, можно назвать весьма обнадеживающими. Город не просто строится, но строится хорошими темпами. В 2006 году мы сдадим более полумиллиона квадратных метров жилья. Впервые за последние десятилетия Челябинск приблизился к своему историческому максимуму, который был зафиксирован в 1988 году, - это 556 тысяч квадратных метров жилья. Если мы не сойдем с набранного темпа, то уже через год Челябинск будет строить жилья больше, чем когда-либо строил. По планам в 2008 году в городе будет введено 600 тысяч квадратных метров жилья. И мы приложим все усилия к тому, чтобы выполнение национального проекта шло запланированными темпами, а квартиры для горожан стали доступнее.

    РГ | Хорошие показатели...

    Юревич | Да, но работа в области жилищного строительства далась нам нелегко. Была проведена большая подготовительная работа, причем в предельно сжатые сроки. Определенные трудности были связаны с тем, что в момент провозглашения нацпроектов в администрацию Челябинска пришла новая команда. И нам пришлось одновременно и в административную работу входить, и с ходу же заниматься конкретным решением вопросов, которые перед нами поставил президент и правительство России.

    Я считаю, мы с этой работой неплохо справились. Правильно спрогнозировали ситуацию, которая должна была сложиться в связи с внедрением земельных аукционов. Ведь не секрет, что любые законодательные инновации, как правило, сопровождаются "трудностями переходного периода". Но выход мы нашли в активизации работы по выделению земельных участков под застройку по старой схеме.

    До 1 октября 2005 года нами были выделены земельные участки под комплексную застройку, тем самым мы сделали задел года на два-три. Раньше, иногда даже в противоречии с законом, землю надолго резервировали за отдельными строительными компаниями, в результате эти земельные участки по 7-8 лет не осваивались. Наша позиция кардинально другая. Мы считаем, что все более или менее крупные земельные участки должны осваиваться несколькими строительными компаниями, которые в состоянии в течение полутора-двух лет построить максимальное количество многоквартирных домов. Правда, за свою активность нам пришлось поплатиться многочисленными проверками, но в конечном счете и правоохранительные, и судебные органы признали законность нашей работы.

    В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" были сделаны серьезнейшие подвижки и в деле совершенствования инфраструктуры. В капитальные ремонты домов и коммунальных систем в этом году было вложено более 300 миллионов рублей из городского бюджета. Но самое, на мой взгляд, важное и во многом решающее событие для дальнейшего развития строительства и производства в городе - это принятие программы развития электрических сетей для снабжения жилищно-коммунального сектора Челябинска на период до 2020 года. По росту энергопотребления Челябинск занимает четвертое место в стране, и именно дефицит мощностей является главным тормозом строительства жилья и объектов социального назначения во многих микрорайонах города. Программа развития электрификации позволит избежать их в будущем.

    В настоящее время завершается строительство подстанции "Каширинская" мощностью 50 Мвт, запуск которой запланирован на декабрь. Это первая подстанция в Челябинске, которая будет введена в эксплуатацию за последние 20 лет. Что позволит городу снять часть напряжения с северо-запада и строить там новые дома. В ближайшие годы также запланировано строительство подстанций "Массивная" в Калининском, "Гранитная" в Ленинском районе. Значительно улучшится и теплоснабжение Металлургического района, где сегодня ведется строительство Центрального теплового пункта и новой тепломагистрали. Все эти мероприятия продвинут не только жилищное строительство, но и существенно повысят качество жизни челябинцев. Здесь городу существенную помощь оказал губернатор области Петр Иванович Сумин.

    Но стоит отметить, что достижения в области жилищного строительства при реализации национального проекта могли быть еще масштабнее, если бы не проблемы, с которыми столкнулась администрация города. Конечно, Челябинск не единственный город в России, который борется с рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера. Те или иные проблемы возникали и до сих пор есть абсолютно во всех муниципальных образованиях нашей страны.

    РГ | Например?

    Юревич | Я бы обозначил три главные проблемы: вопрос согласования проектно-сметной документации; до сих пор остается напряженной обстановка с организацией и проведением аукционов; непрекращающиеся попытки отобрать у муниципалитета перспективные с точки зрения строительства жилья земли - ставшее нарицательным "дело ЮУНИИПОК".

    РГ | Какие проблемы возникают при согласовании проектов?

    Юревич | Очень остро стоит проблема согласования проектно-сметной и градостроительной документации. В соответствии с внутренними нормативными документами и инструкциями государственных надзорных служб сроки согласования проектной документации либо очень большие, либо вообще не прописаны, что приводит к их необоснованному затягиванию. Причем, как правило, согласование проектной документации государственными надзорными службами осуществляется за счет средств застройщиков.

    Более 30 объектов, представленных на согласование в Управление главгосэкспертизы, не имеют на сегодня положительного заключения. К примеру, чтобы застройщику получить положительное заключение на дом, ему необходимо согласовать проект всего микрорайона. При этом по действующему законодательству проект микрорайона утверждается на градостроительном совете и проходит процедуру публичных слушаний. Получается двойная работа, которую сначала проделываем мы, а затем застройщик.

    Более того, в Челябинске, как и в ряде других городов, стараются согласовывать только типовые панельные дома. Здания других проектов с большим трудом проходят госэкспертизу, если проходят вообще. Если во многих крупных городах страны строительство высотных каркасных и монолитных зданий стало уже нормой, то в Челябинске с этим возникли проблемы.

    РГ | С подготовкой земель для аукционов тоже есть сложности?

    Юревич | Да, они как были год назад, так и остаются. Но несмотря на все проблемы, возникающие при подготовке земельных участков к торгам, в Челябинске в 2006 году проведены аукционы на 18 земельных участков. Их застройка позволит ввести в эксплуатацию 374 тысячи квадратных метров жилья. Для строительства индивидуального жилья пока был продан только один земельный участок. Это объясняется тем, что раньше земля под индивидуальное жилищное строительство не выделялась за деньги, и у людей есть определенный страх, что цена на аукционе может вырасти минимум вдвое. Уверен, что эта ситуация очень скоро изменится, поскольку начальная цена на аукционе ниже рыночной, а земля приобретается сразу в собственность.

    Серьезным препятствием на пути реализации национального проекта в Челябинске стала проблема регистрации в федеральную собственность земель перспективной застройки в северо-западном районе города. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, задачу, которую перед нами поставил президент, мы выполнили. Мы не допустили снижения темпов строительства.

    Поделиться