Вчера автор проекта директор института "Моспроект-2" Михаил Посохин дал пресс-конференцию, чтобы познакомить журналистов с подробностями очередной реорганизации этой части столицы, вошедшей во все учебники по архитектуре благодаря отцу архитектора, Михаилу Посохину-старшему.
"Европа не знает аналогов подобной реорганизации городской среды", - начал свой рассказ автор проекта. И объяснил: "Машины больше не будут мешать людям, изменится экология, окна квартир в жилых домах будут выходить не на шумную магистраль, а практически в парк. Это даст началу совсем другого качества жизни".
Идея коренного преобразования бывшего Калининского проспекта у Михаила Посохина-младшего возникла еще десять лет назад. Тогда же, в 1996 году общественный градостроительный совет при мэре одобрил ее. Но дальше группа архитекторов продолжила работу над ним чисто по своей инициативе - заказа от города не поступило. И вот теперь, похоже, час второго рождения Нового Арбата пробил. По крайней мере, в постановлении мэра четко обозначен государственный заказчик на реализацию проекта, сроки подготовки градостроительного обоснования - конец 2007 года и проведение конкурса для подбора инвестора - 2008 год.
По его словам, идею проекта поддержал даже президент РФ, которому эта трасса тоже не безразлична - ведь именно по ней проходит президентский кортеж каждое утро по дороге в Кремль. Поэтому один из трех тоннелей - резервный, возможно, будет иметь прямой выход к Боровицкой площади и Кутафьиной башне. Еще по одному тоннелю со специальными остановками планируется пустить общественный транспорт, откуда пассажиры будут подниматься наверх по эскалаторам, а по третьему тоннелю пойдут остальные автомобили. Расположены все три тоннеля будут на глубине 12-13 метров, иметь по четыре полосы движения в обе стороны и длину 1200 метров. В подземной же части решится и проблема отсутствия паркингов - их появится не менее чем на 2000 машино-мест.
Наверху же кроме бульвара дополнительно построят 21 тысяча квадратных метров торговых площадей, что почти вдвое больше нынешнего. Расположатся они как встроенными атриумами между существующими зданиями - "книжками", так и стеклянным выступом на уровне примерно четырех этажей, выходящим на нынешнюю проезжую часть. Впрочем, все это пока лишь проработки десятилетней давности.
И вообще, внешний облик Нового Арбата, похоже, еще не раз станет предметом самых острых дискуссий. Как заметил сам Посохин, московская архитектура, сделав виток к кирпичным домикам прошлых веков, сейчас устремилась к современным тенденциям простоты и функциональности, господствующим во всем мире. Дома, стоящие на Арбате, внешне к ним наиболее близки. Отличие их лишь в том, что они сделаны из других материалов и по другим менее качественным технологиям. Какая судьба ждет их сейчас, Посохин предсказать не взялся. Он уверен лишь в том, что в любом случае эти здания необходимо реконструировать, чтобы все они однажды не оказались в аварийном состоянии.
Уход же машин под землю, по мнению архитектора, единственное спасение для города от пробок. Путь Токио, строящего эстакады, для российской столицы заказан, так как это загубит историческую часть Москвы. А вот если взять за образец город Брюссель, где на транспорте в любую часть города можно проехать по подземным тоннелям, в то время как наверху люди ездят на велосипедах, можно положить начало, по сути, новой транспортной политике.