21.12.2006 02:10
    Поделиться

    Глобальное потепление может стать причиной шестого катаклизма

    "В мире науки"

    Грозит ли всему живому на планете массовое вымирание? Если судить по статье профессора Вашингтонского университета Питера Уорда, вопрос вовсе не риторический. Он считает, что причиной исчезновения динозавров и многих других живых существ стало вовсе не падение астероидов, как утверждают многие популярные теории, а сама Земля. Она имеет в своем арсенале беспощадный механизм, который приводит к массовой гибели организмов.

    Как известно, большинство форм жизни на планете практически прекращало свое существование как минимум пять раз за последние 500 миллионов лет. Скажем, "Великое вымирание" унесло 251 миллион лет назад более 90 процентов всех обитателей моря и 70 процентов - суши, в том числе и растений.

    Уорд подробно объясняет, почему причиной этих катаклизмов не могли быть астероиды. А затем выдвигает свою версию, которая явилась итогом его многолетних исследований. Вот ее суть. Изучая образцы породы различных исторических периодов, ученый обратил внимание, что массовая гибель организмов происходила на фоне резкого падения содержания кислорода как в атмосфере, так и в океане. Одновременно наблюдалось накопление огромного количества углерода, что вызывало парниковый эффект и глобальное потепление.

    Резкий рост температуры мешал океану усваивать кислород, создавая идеальные условия для размножения анаэробных (бескислородных) бактерий. Они в огромных количествах вырабатывали ядовитый сероводород, который и вызвал массовую гибель наземных и морских обитателей.

    А теперь внимание. Уорд показал, что высокая концентрация углекислого газа подтверждает роль глобального потепления в тех трагических событиях. Сегодня этот показатель в три раза меньше, что был в периоды массовых вымираний живых существ. Но если концентрация СО2 будет расти теми же темпами, как это происходит сейчас, то к концу столетия она достигнет критической черты. И что тогда? Неужели история повторится, и все живое окажется жертвой шестого катаклизма?

    "Наука и жизнь"

    Провокационный вопрос задает профессор Борис Носов тем, кто сегодня называет терроризм врагом человечества номер один: "Как бы вы, господа, отнеслись к знаменитому судебному делу Веры Засулич"? Этот удивительный процесс над женщиной, стрелявшей в 1878 году в столичного градоначальника Трепова, был знаковым событием. Именно он, по словам Носова, благословил терроризм.

    Сегодня кажется невероятным, но тогда общественное мнение словно потеряло рассудок, его охватил какой-то коллективный психоз, оно почти единодушно сочувствовало террористке. Так называемые сливки общества восторженно восприняли ее освобождение прямо из зала. Аплодировал даже такой умудренный опытом человек, как канцлер Горчаков. Да что канцлер. Сам Трепов, едва поправившись от раны, заверял всех, что "будет рад, если ее оправдают".

    А как восприняли дело Засулич "инженеры человеческих душ", писатели? Носов пишет, что появилась уйма стихов, поддерживающих террористку. Живой классик Тургенев откликнулся из-за границы стихотворением в прозе, заканчивающимся словами "Святая".

    Носов подробно анализирует этот феномен, пытается понять, как же общество могло поддаться столь странному психозу, забыть, что существует закон? Автор показывает, что история Засулич поучительна и для нынешнего времени.

    Другой любопытный материал номера посвящен экзотическому методу лечения - музыкальной терапии. Особенно он эффективен для тех, кто страдает нарушениями слуха. Кстати, подобные сеансы прошли такие известные актеры, как Ж. Депардье, Ф. Барди и другие. Первопроходец этого метода француз Альфред Томатис нашел объяснение, почему музыка одних композиторов особенно благотворна, а других в лучшем случае не оказывает никакого действия.

    Оказывается, основные тоны в интервале 3000-8000 герц активизируют воображение, улучшают память, а в интервале 750-3000 герц снимают напряжение мышц. Томатис предложил "лечить" классической музыкой, содержащей высокочастотные звуки, а также гармоники, скрипки, флейты, арфы, кларнета. Из композиторов он рекомендовал прежде всего Моцарта. В своих сочинениях великий композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от "громко" к "тихо", совпадающие с биоритмами головного мозга. В "медицинский персонал" Томатис включил также Баха, Вивальди, Генделя, Чайковского, Шопена и Шуберта. Подмечено, что их сочинения, исполняемые в ритме один такт в секунду, оптимальны для музыкальной терапии.

    Кроме того, Томатис лечил музыкой детей в утробе матери. Он доказал, что ухо еще не родившегося ребенка уже начинает слышать звуки извне через 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка, ученый рекомендовал проводить музыкальные сеансы для будущих мам.

    "Что нового в науке и технике"

    Тема номера - квантовый компьютер, создать который сегодня пытаются ученые всех ведущих стран мира. Говорят, что он совершит революцию не только в вычислительной технике, но и в самой физике, так как его создание должно сопровождаться открытием многих пока непонятных явлений в этой науке.

    Специалисты заявляют, что все нынешние суперкомпьютеры с их поражающими воображение триллионами операций в секунду - это калькуляторы, по сравнению с квантовым компьютером. В чем их принципиальное отличие? Традиционный компьютер манипулирует записанными на транзисторы состояниями "0" и "1" точно так же, как если бы они были представлены включенными и потушенными лампочками. В квантовом же компьютере совсем иной принцип: "0" и "1" задаются состоянием элементарной частицы, скажем, фотона.

    Авторы статей подробно объясняют, почему такие компьютеры обладают фантастическим быстродействием и смогут решать задачи, которые сегодня считаются недоступными даже для самых мощных машин. Например, моделировать процессы в ядерной энергетике, нанотехнологиях, материаловедении и т.д. А самая очевидная и наиболее проработанная учеными на нынешний день задача - защита информации. Здесь уже есть определенные успехи.

    Штурмуют квантовый компьютер группы из разных стран, выдвинуто множество идей, как его сделать, но свет в конце туннеля пока не виден. Что неудивительно, ведь, по мнению ученых, создание полномасштабного квантового компьютера - дело не менее, а, пожалуй, и более сложное, чем полет к другим планетам. И тем не менее, судя по тому, что рассказывают авторы статей, достижения уже есть, а значит, и надежды, что человечество получит в руки новый мощный инструмент, который откроет перед ним совершенно новые возможности.

    Поделиться