21.12.2006 03:00
    Поделиться

    Нижний Новгород перестали отличать от Великого Новгорода

    Даже если эта неразборчивость в терминах проявляется на бытовом уровне, она режет слух. Но когда диктор центрального телевизионного канала называет нашу супермодель Наталью Водянову новгородкой - это наводит на грустные размышления.

    Как-то на селекторном совещании начальников ГИБДД главный гаишник страны устроил разнос главному инспектору Нижегородской области за многочисленные упущения в работе. Надо было видеть выражение лица нижегородского генерала - его ведомство всегда числилось в передовиках "гибэдэдэшного" производства. И только позже выяснилось, что нарекания предназначались для его коллеги из Новгорода Великого.

    Примеров можно привести еще десятки, а то и сотни. Однако попробуем разобраться, почему же такое происходит. Разве незаметна роль города и региона в жизни страны? А ведь это третья столица страны, центр Приволжского федерального округа, город, в котором работали и работают яркие политики - Немцов, Кириенко, Шанцев. К Нижнему Новгороду приписан и всенародный праздник - День народного единства. Козырей для идентификации, как представляется нижегородцам, достаточно. Но люди почему-то продолжают упорно не различать города на Волге и на Волхове.

    Впрочем, это может быть и не злой умысел, и не невежество, а просто естественное стремление любого языка как системы к упрощению. Сегодня же, когда современному человеку в единицу времени приходится пропускать через себя гораздо больший, нежели сто лет назад, объем информации, наличие в языке многосложных терминов - непозволительная роскошь.

    Видимо, пришло время "слов покороче". Не просто же так древняя "стеклянка" стала современной "склянкой", Новосибирск - Энском, а Екатеринбург получил в народе неофициальное, но краткое и звучное имя.

    Решение о переименовании Нижнего Новгорода в город Горький датируется 7-м октября 1932 года. Шестнадцать лет назад на волне демократических преобразований городу было возвращено историческое имя. Надо сказать, что мнения горьковчан на счет переименования разделились тогда почти поровну.

    Были даже предложения часть города переименовать, а другую часть оставить Горьким. И тогда, шутили остряки, у нас у единственных в мире будет междугороднее метро.

    Между тем, как считают многие нижегородцы, и в 1932-м году не стоило переименовывать Нижний Новгород в Горький. Но тогда для этого было хоть какое-то основание. Под этим была некая мировоззренческая, философская, эстетическая координата, которая как-то оправдывала действия властей ("…до основанья, а затем, мы …новый мир построим" - и строили). Трудно не согласиться с мнением одного из нижегородских политологов, что сам Горький, несмотря на все попытки своротить его с пьедестала, как мухинский памятник - стоял, стоит, и будет стоять. Это фигура не федерального, а мирового масштаба. Назвать даже Нижний Новгород Горьким не стыдно. Стыдно называть Ижевск Устиновым и Пермь - Молотовым. Горький - это был брэнд. И как писатель, и как город.

    Сейчас он в какой-то степени реанимируется в сфере оборонной промышленности, призывов к научно-технической интеллигенции. Но с другой стороны, сегодняшние конъюнктурные судорожные цепляния за великую историю часто также сродни переименованию.

    Поделиться