А так послушали министры своего коллегу экономиста - министра экономического развития и торговли Германа Грефа и тоже поверили, что работали-то на самом деле хорошо. "Результаты оказались несколько лучшими, чем ожидалось ранее", - подвел итог премьер-министр Михаил Фрадков, выразив удовлетворение работой правительства в уходящем году. Вместе с тем он предостерег членов кабинета министров от того, чтобы они успокоились в связи с этими результатами: "Мания позитивных результатов не должна нас успокаивать, а должна создавать хороший фундамент для работы в 2007 году".
"Посыпать голову пеплом" пришлось, как всегда, главному штабисту кабинета министров Герману Грефу. Он без каких-либо особых эмоций констатировал, что правительство лишь наполовину выполнило план мероприятий на 2006 год. "Из предусмотренных 67 мероприятий выполнены лишь 33, то есть ровно половина", - сказал Греф. Но и этот факт главный экономист готов объяснить тем, что план деятельности правительства в текущем году на самом деле был очень насыщенным.
Опасается же министр другого - невыполнение намеченных мероприятий может помешать реализовать инновационно-инвестиционный план социально-экономического развития страны, который предусматривает развитие так называемых новых точек роста. Минэкономразвития совместно с аппаратом правительства проанализировало выполнение плана мероприятий и приняло решение, что часть мероприятий должна быть перенесена на 2007 год. Тем не менее в число невыполненных попали и пункты плана по реализации Послания президента, и социально-экономических программ, что, в общем-то, может негативно сказаться на оценке деятельности главного штаба.
В плане реализованы 74 пункта из 84, отметил Греф. В число выполненных, по понятным причинам, вошел комплекс мер по реализации приоритетных национальных проектов, административной реформе и развитию банковского сектора.
- Чем объясняется недостаточный уровень исполнения плана действий правительства? - поинтересовался премьер у ответственного министра. - Это качество планирования страдает или исполнительская дисциплина и нескоординированность министерств и ведомств? Такой уровень исполнения - 25-50% - нас удовлетворить не может.
На это Грефу пришлось оправдываться тем, что при планировании действий правительства по реализации среднесрочной программы министры могли переоценить свои возможности. "200 пунктов - это очень много для правительства, план был очень напряженным. Может быть, это переоценка наших возможностей при планировании", - неуверенно заметил главный экономист. Хотя при этом все же не исключил, что могут присутствовать и остальные причины, перечисленные премьером. Но об этом Греф отдельно расскажет премьеру в январе после того, как его ведомство проанализирует причины неисполнения мероприятий в этом году.
- Анализ неисполнения намеченного плана действий - это очень важная штабная работа, - издалека начал премьер, - ...ответственность за которую несет минэкономразвития.
Греф опешил. Оказалось, что он один, как начальник штаба, несет ответственность за действия или бездействие своих нерадивых коллег.
- Каждый должен заниматься своей работой. Функция планирования и видения перспектив - это ваша работа, - наседал премьер, обращаясь к Грефу. - А если мы этого не сделаем, то грош цена всей административной реформе, задумка которой была хорошей: в распределении ответственности, ликвидировании дублирования.
Так еще и недочеты административной реформы запишут в актив главного экономиста.
Минэкономразвития, по мнению премьера, должно возглавить штабную работу по "организации и усилению координации министерств и ведомств". Именно этому министерству необходимо, полагает Фрадков, "увидеть все поле экономики, обеспечить взаимодействие с регионами, решать крупные экономические вопросы - реформирование естественных монополий, транспортные вопросы, диверсификация экономики, не сводя штабную работу к дележу бюджетных расходов".
Здесь уж Греф не поскупился. Представляя план социально-экономического развития страны, главный экономист подчеркнул, что необходимо "увязать цифры, которые прописаны в среднесрочной программе до 2010 года с инвестициями в добывающий сектор "Газпрома", объемы с возможностями газотранспортной системы газового монополиста". "Наши коллеги задают справедливый вопрос о способности поставить такие объемы на внутренний рынок газотранспортной системы. При этом ответов на все вопросы пока нет", - критиковал Греф газовый холдинг. Досталось газовому монополисту и за нерасторопность: "Сегодня уже 21 декабря, а ни бюджета "Газпрома", ни инвестиционной программы пока нет".
Также в 2007 году правительству предстоит усовершенствовать процедуру регулирования тарифов на подключение к электросетям. В рамках проведения реформы железнодорожного транспорта будут внесены изменения в закон о железнодорожном транспорте, в устав железных дорог, а также уточнения в концепцию реформирования предприятий транспорта в части планов реформирования грузовых перевозок.
На смену Грефу пришел министр юстиции Владимир Устинов. В новом качестве экс-Генпрокурор докладывал о том, что с законотворчеством в стране тоже не все в порядке. План был выполнен только на треть. Поэтому на будущий год план попытались сделать реальным и выполнимым, оставив на полях многие пункты предложений из министерств. Поэтому вопрос возник у министра финансов Алексея Кудрина: будет ли скорректирован план в случае, если разработка законопроекта все же будет завершена?
Устинов пообещал в таком случае подкорректировать план действий. И тогда правительство, судя по всему, будет работать на пять с плюсом, выполняя сверхнормы.
Но в том виде, в котором план представлял министр юстиции, он включил 42 законопроекта. Правительство в целом его одобрило. "Всего поступили предложения о рассмотрении 77 законопроектов, но 35 из них не вошли в план как недостаточно проработанные или с замечаниями правового характера", - заметил Устинов. В плане 5 разделов: устранение инфраструктурных ограничений развития, реформирование системы госслужбы и муниципального самоуправления, развитие открытости и конкурентоспособности экономики, повышение эффективности и социальной политики, а также раздел, в который включены иные законопроекты. Кроме того, два законопроекта подготовлены в рамках реализации Послания президента текущего года.
Здесь оживился Греф. Оказалось, что 20 важных для экономики законопроектов оказались не включенными в план из-за отсутствия их концепций. В частности, они касаются поправок в КоАП по реализации закона о конкуренции, изменений в Градостроительный кодекс, в закон о естественных монополиях, в закон об электроэнергетике и ряд других. "Нужно доработать эти концепции и в феврале рассмотреть дополнения в план законопроектной деятельности", - заметил Греф.
Министр обороны Сергей Иванов предложил включить в план законопроект об увеличении сроков службы и возраста для офицерского состава.Устинов тут же поддержал предложение Иванова о включении этого законопроекта в план на 2007 год, заметив, что "оборона" - наше все. "Без обороноспособности нам все остальное не нужно", - неосмотрительно заметил Устинов, предложив вынести в отдельный раздел все законопроекты, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности страны, поскольку они должны решаться в приоритетном порядке.
- Без экономики как-нибудь проживем, - с иронией отозвался Греф.
Однако с этим предложением не согласился премьер-министр Михаил Фрадков. "Если мы начнем сейчас детально рассматривать, то все окажется важным и приоритетным", - поддержал главного экономиста премьер.
- Надо принять решение по оставшимся важнейшим законопроектам, по этому "хвостику", - настаивал главный экономист. - Нельзя эти законопроекты оставить без внимания.
С этим предложением согласился вице-премьер Александр Жуков. По его мнению, нужно дать министерствам поручение максимально быстро разработать концепции этих законопроектов.
- Включать в план законопроект без концепции, неправильно, - заметил Жуков.
- Но министры о них знают, - заметил Фрадков.
- Это у них только в головах, - настойчиво отбил Жуков.
- А нам как раз головы министров и нужны, - кровожадно заметил Фрадков. - Я в хорошем смысле. - Зал притих.
Почувствовав направление, вице-премьер Иванов предложил включать в план законотворческой деятельности не только те законопроекты, по которым есть концепции и технические задания, но и такие, по которым концепции недосогласованы или еще не разработаны, если эти документы являются важными. Таким образом, по мнению Иванова, план законопроектной деятельности можно разбить на три раздела по степени подготовки законопроектов.
На том и порешили. Минэкономразвития и минюсту поручено в течение трех дней синхронизировать план работы правительства на 2007 год. "Мы убеждаемся, что план наших действий не синхронизирован с законопроектной работой, над этим надо работать, учитывая, что мы поставили себе задачу сделать 2007 год ключевым по формированию нормативно-правовой базы", - сказал Фрадков, в очередной раз подчеркнув, что планирование работы правительства - одна из ключевых функций ведомства Грефа. "Надо быть и драматургом, и режиссером, чтобы картина была видна со всеми нюансами, - наставлял молодого министра Фрадков, добавив, что минэкономразвития должен выполнять роль "генератора и штаба этой работы". - Только в этом случае можно будет сказать, что правительство - это единая команда, а то пока все вразбежку. Чувствуете, Герман Оскарович, необходимость видения целостной картины, да? Чувствуйте!"