Стукнув кулаком по столу, он без дипломатических обиняков потребовал от американцев вернуть итальянские культурные ценности на родину.
"Хватит валять дурака. Музей Гетти должен возвратить нам все 46 скульптур, которые он заполучил незаконным путем", - заявил министр. Речь идет о споре между итальянским государством и частным музеем Лос-Анджелеса: о судьбе редкой коллекции античных произведений искусства, попавших незаконным путем из Италии в США.
Среди них - замечательная бронзовая статуя атлета в полный рост, автором которой считается выдающийся древнегреческий скульптор Лисипп (IV век до нашей эры), работавший при дворе Александра Македонского. Другой шедевр - мраморная статуя Венеры Моргантинской. Эти и другие произведения античных мастеров были похищены в Италии много лет назад бывшим сотрудником Гетти Мэрион Тру, которая отвечала за приобретение экспонатов для музея.
Как утверждал Рутелли, итальянская государственная адвокатура поставила точку в этой истории. Проведенное расследование неопровержимо доказало: бронзовая статуя древнегреческого атлета, как и многие другие предметы старины, была обнаружена в ходе незаконных раскопок на итальянской территории. Однако об этой находке итальянским властям заявлено не было. Ее тайком, без ведома итальянской таможни, переправили за океан и там продали, не оформив при этом никаких документов.
Однако директор музея Майкл Бранд, судя по всему, расставаться с древними сокровищами не собирается. По крайней мере, с наиболее ценными из них. "Контрабандой" он признал лишь небольшую часть коллекции. На днях в интервью итальянской газете "Коррьере делла сера" он заявил, что ни бронзовый атлет, ни другие античные произведения искусства Италии возвращены не будут, поскольку она "не имеет на них никаких прав".
Своего министра поддержали итальянские правоведы. Государственный адвокат Маурицио Фиорилли, занимающийся этим "делом" уже не первый год, пояснил журналистами: "Все наши требования к американцам о возвращении античных произведений искусства самым тщательным образом документированы. Однако руководство музея Гетти дает ответы на них в самой общей форме, не вдаваясь в технические подробности. По сути дела, оно не отвечает нам по существу вопроса".
Заявление Франческо Рутелли в Италии расценили как ультиматум. Однако возымеет ли он действие, как и угроза разорвать культурное сотрудничество с музеем Гетти, в Италии многие сомневаются.