20idei_media20
    22.12.2006 03:00
    Рубрика:

    Валерий Федоров: Быть патриотом - модно и престижно

    Интересно, что патриотизм - единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место - выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне - друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).

    Таким образом, патриотизм оказывается вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация - главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма.

    Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и "парадные", фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма - голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы - проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.

    Различия во мнениях на этот счет между представителями разных социально-демографических групп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень: россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называют патриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии и политиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованием ниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизма празднование исторических событий и беседы на патриотические темы.

    У "новых российских патриотов" постепенно вырабатывается и своего рода нравственный кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме (нормальным или допустимым ее назвали 63% респондентов), переезд в другую страну (62%), брак с иностранцем (52%). Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48% полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.

    Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) - допустимым с теми или иными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников в армии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружием в руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание молодежи.

    Важный и все более актуальный аспект патриотической темы - национальная основа, "субстрат" патриотизма. Если в советское время культивировался патриотизм социалистический, то сегодня вновь встал вопрос об исходной точке патриотизма, его родовой характеристике. Стала ли ею новая российская государственная идентичность - или этнический, племенной, кровнородственный замес?

    "Этнонациональная" трактовка патриотизма, как показывают исследования ВЦИОМ, действительно становится все более востребованной - и прежде всего молодежью, не получившей прививки советской школой и воспитанием. Но говорить о смене самоидентификации россиян с "державной" на "этническую" пока преждевременно. Более того, последние трагические события - Кондопога, убийства на национальной почве в Москве, Петербурге, Воронеже - здорово испугали людей, актуализировали опасность национализма в его пещерном понимании. Как результат мы все больше предпочитаем идентифицировать себя именно как граждане России, сегодня такими считают себя 57% опрошенных (по сравнению с 44% год назад). Вторая по влиянию самоидентификация - "русский", ее выбрали в качестве главной для себя 34% опрошенных (41% в 2005 г.).

    Итак, государственный аспект в современном российском патриотизме явно превалирует над этническим. Это ярко проявляется в содержательной расшифровке патриотической политики: 60% опрошенных понимают под ней "возрождение России как великой державы" и только 35% - "защиту прав и интересов русских как в самой России, так и за ее пределами". Державники преобладают над националистами среди сторонников всех крупных политических партий, за исключением ЛДПР Жириновского. И это неслучайно: в молодежной среде (заметим, что в основном электорат Жириновского сегодня - это именно молодые мужчины) преобладание державников менее выражено, а националистическая трактовка более распространена.

    Между тем патриотическая политика в России пользуется все большим спросом: уже 62% опрошенных готовы оказать поддержку тем российским политикам, которые называют себя русскими патриотами, защитниками русских в России и за рубежом. Наибольшей поддержкой такие фигуры пользуются среди малообеспеченных слоев населения, за них высказываются 68% россиян, чей месячный доход на одного члена семьи не достигает 1500 рублей. Но и среди высокодоходных групп населения их поддерживают больше половины.

    Налицо диссонанс между значительным электоральным потенциалом патриотических политиков и убогими практическим результатами голосования за них. Этот разрыв, вероятно, объясняется тем, что патриотизм в политике - элемент важный и необходимый, но для успеха на выборах совершенно недостаточный. Ведь, как мы уже видели, разговоры о патриотизме - занятие, с точки зрения большинства граждан, малопочтенное. Патриотизм - такой ингредиент политического имиджа, который должен быть правильно дополнен и перемешан с другими составляющими.

    Опасаясь роста межнациональной напряженности в стране, россияне в большинстве своем не одобряют проявления национальной нетерпимости. Одновременно почти две трети респондентов готовы оказать поддержку политикам, выдвигающим патриотические лозунги. В пространстве, образованном этими двумя пересекающимися линиями, вероятно, и предстоит найти себя такой политической силе, которая не просто назовет себя патриотической, но и получит в этом качестве признание и поддержку российского общества.