22.12.2006 02:00
    Поделиться

    Алексей Учитель хочет снять фильм с Борисом Гребенщиковым

    Режиссер задумал необычный фильм с участием Бориса Гребенщикова

    Среди режиссерских заслуг и отмеченных многими кинонаградами фильмов Алексея Учителя есть один, о котором по сей день с особой благодарностью вспоминают поклонники рок-музыки. 20 лет назад режиссер наперекор официальным инстанциям снял документальную ленту "Рок". В декабре вместе с другими избранными фильмами Учителя она впервые вышла в формате DVD.

     

    Российская газета | В те времена рок-музыка находилась под жестким прессингом государства. И за фильм об "Аквариуме", "Кино" и "ДДТ" можно было и самому попасть под запрет. Не страшно было рисковать?

    Алексей Учитель | Тогда я не думал о том, попадет ли фильм в прокат и какая судьба его ожидает. Просто эти музыканты были мне очень любопытны. Хотя сам я был далек от рока. Конечно, я слышал песни "Аквариума", но тесно ни с кем из музыкантов не общался. И кстати, они сами - а я снимал фильм о группах "Аквариум", "Кино", "АВИА", "Аукцыон" и "ДДТ" - вначале отнеслись ко мне недоверчиво. Они спрашивали: "А вдруг ты специально будешь снимать о нас что-то плохое?!" Напрямую: "А вдруг ты из КГБ?" - ребята мне не говорили, но не понимали, зачем я хочу снимать о них кино. Тем более когда никто другой на подобное не решался... Мы договорились, что первая съемка будет с Виктором Цоем. Я на три дня ставлю камеру в кочегарке, где он работал. А после этого показываю ребятам весь материал. Если им не понравится - будем решать: продолжать ли съемки. Но они посмотрели, одобрили, и это был мой "пропуск" и к остальным музыкантам (Только Александр Башлачев отказался от съемок. - Прим. авт.).

    РГ  | Лидер "Кино", значит, оказался самым смелым и рисковым из всех?

    Учитель| И в то же время с Виктором оказалось сложнее всего. Он был парнем не очень общительным и разговорчивым. Хотя после завершения съемок мы общались еще не раз. Когда Виктор погиб, у меня осталось много материала о нем. Ко мне часто обращались поклонники "Кино", и мы в итоге сделали фильм "Последний герой" - полнометражную большую картину. Кстати, с тех пор студия, которой я руковожу, тоже называется "Рок". Потому что рок - это для меня означает Судьба.

    РГ | Кто, по вашему режиссерскому мнению, уже тогда обещал вырасти в рок-звезду, интересную и для будущих поколений?

    Учитель | Все. Если бы они уже тогда не были незаурядными людьми, я бы их не стал снимать! Все были необыкновенные. Но в те времена и сейчас в моем сознании остаются два лидера - Гребенщиков и Шевчук. Не могу сказать, что часто, однако мы по-прежнему общаемся. На днях встретил в Москве Бориса в ресторане Центрального Дома литераторов. Я там беседовал с писателем Борисом Акуниным - обсуждал совместные планы. А БГ обедал за одним из соседних столиков. Он подошел ко мне, выпили по рюмке водки и обменялись новостями. Борис сейчас увлечен пиратами. Увлек меня, и мы вместе сидели, придумывали фильм про пиратов. Недавно Гребенщиков работал композитором в фильме Дуни Смирновой "Связь", выпущенном нашей студией "Рок". А если идея снять фильм о пиратах осуществится, возможно, ролью создателя музыки уже не ограничится (БГ успешно снимался в кино не раз, особенно запомнилась его роль в фильме "Два капитана-2". - Прим. авт.).

    РГ | А о ком из нынешних музыкантов вы хотели бы снять фильм?

    Учитель | О Пугачевой. Был момент, когда Алла Борисовна случайно где-то нашла сценарий моего фильма "Дневник его жены". В нем есть роль Марги - оперной певицы. И Пугачева загорелась, нашла мой домашний телефон, позвонила и сказала: "Я очень хочу с вами поговорить". Она очень хотела сыграть эту роль, я тоже был "за". Но тут у певицы начались гастроли чуть ли не на год. А мы не могли переносить съемки. Алла Борисовна по-прежнему интересует меня из музыкантов больше всего, но пока переговоров мы не возобновляли.

    РГ | Последнее время ваши музыкальные вкусы разнообразны: вы работаете с автором симфонической музыки Леонидом Десятниковым, автором нашумевшей оперы "Дети Розенталя" по либретто Владимира Сорокина, поставленной в Большом театре. К тому же с недавних пор в ваших фильмах порой звучат оригинальные звуковые эффекты.

    Учитель | С Десятниковым мы работали уже на двух фильмах. Надеюсь, что посотрудничаем и в следующем, который я скоро начну снимать, - "Кавказский пленный" по повести Владимира Маканина. Нет ничего странного в том, что я люблю разную музыку, поскольку всегда выбираю ту, которая по драматургии больше подходит моим фильмам. А еще я очень рад сотрудничеству с талантливым звукорежиссером Кириллом Василенко. Я уже называю его не иначе как "звукокомпозитор". Кирилл находит или создает такие звуки, что они звучат как музыка. Раз Василенко принес фонограмму, и я говорю: "О, как же здорово звучит арфа"... А он в ответ: "А это не арфа, это стрелка огромного крана в морском порту на ветру раскачивается. В двух фильмах - в "Прогулке" и "Космосе как предчувствии" мы сделали попытку использовать такие натуральные звуки, которые дают практически музыкальный эффект. Так что не удивляйтесь ничему, что услышите в будущих саундтреках к моему кино!

    Поделиться